Когда водный налог уплачивается организациями

Юридические и физические лица, осуществляющие в ходе деятельности специальное и/или особое водопользование, согласно нормам действующего законодательства РФ должны уплачивать водный налог. Данный вид налога относится к налогам федерального значения, указанная область регламентируется статьями 333.8-333.15 Налогового кодекса РФ.

Важно! Организации и физические лица, которые осуществляют водопользование на основании договора или решения о предоставлении водных объектов в пользование, заключенные после введения в действие Водного кодекса РФ, налогоплательщиками не признаются.

Объекты налогообложения водного налога

Следующие виды пользование водными объектами могут быть признаны объектом налогообложения:

  • забор воды из водных объектов;
  • использование акватории водных объектов (лесосплав в плотах и кошелях является исключением);
  • использование водных объектов для целей гидроэнергетики;
  • использование водных объектов с целью сплава древесины в кошелях и плотах.

Пункт 2 статьи 333.9 НК РФ также устанавливает виды деятельности, которые не являются объектами налогообложения. Так, налогом не облагается:

  • забор воды из подъездных объектов, которые содержат полезные ископаемые и природные лечебные ресурсы;
  • забор воды для обеспечения ликвидации стихийных бедствий, пожарной безопасности, санитарных и экологических попусков;
  • забор воды для обеспечения работы технологического оборудования судами внутреннего и смешанного плавания, для плавания на судах и разовых посадок воздушных судов, для рыболовства и воспроизводства биологических ресурсов;
  • использование акватории водных объектов для осуществления деятельности по охране воды и водных биологических ресурсов, а также защиты окружающей среды и государственного мониторинга водных объектов;
  • использование водных объектов для организации отдыха учреждениями, предназначенных для содержания и обслуживания ветеранов, инвалидов и детей;
  • другие виды деятельности, перечисленные в законодательстве.

Важно! Для осуществления деятельности, связанной с водопользованием объектов, необходимо получение лицензии!

Основные элементы водного налога

Как любое бюджетное обязательство, водный налог характеризуется набором элементов. В их число входит следующее:

  • Плательщики – описанные выше категории физлиц, частных предпринимателей и организаций.
  • Объект налогообложения. Это факт, присутствие которого обязывает субъект исполнять бюджетные обязательства. В конкретном случае это деятельность по лицензии, связанная с использованием водных ресурсов.
  • Налоговый период. Это отрезок времени, за который рассчитывается и уплачивается бюджетное обязательство. Он равен кварталу.
  • Налоговая база. Это произведение количества забранной воды, выработанной электроэнергии или числа единиц используемой площади водной акватории на ставку, применимую к конкретной ситуации.
  • Ставка налога. Определяется в зависимости от вида деятельности хозяйствующего субъекта, экономического района и используемого водоема. Ставки перечислены в ст. 333.12 НК РФ.

Элементы водного налога сложны в понимании и трактовке из-за высокой вариативности. Способ исчисления налоговой базы зависит от того, вода какого объекта используется и в каких целях. Дополнительно существует система поправочных коэффициентов, устанавливаемых федеральными властями. Они учитывают инфляцию, превышение или непревышение лимитов забора по конкретному водоему, факт дальнейшей перепродажи воды и другие нюансы.

Читайте также:  Образец договора беспроцентного займа между учредителем и организацией в 2020 году

Налоговые ставки водного налога и база

Налоговые ставки водного налога устанавливаются по бассейнам озер, рек, морей и экономическим районам в твердых размерах – в рублях за 1 тысячу кубовых метров воды. Полные показатели ставок представлены в статье 333.12 Налогового кодекса РФ. При осуществлении забора воды сверх установленных лимитов, налоговая ставка в части превышения увеличивается в пятикратном размере. Налоговая база водного налога:

  • Налоговая база определяется налогоплательщиком по каждому виду водопользования отдельно по каждому объекту. Если установлены разные налоговые ставки, налоговая база определяется исходя из каждой из них.
  • При заборе воды база определяется как объем воды, который был забран за налоговый период. Объем воды определяется исходя из показаний водоизмерительных приборов, при их отсутствии рассчитывается время работы и производительности технических средств при заборе воды. Также расчет базы может быть произведен исходя из норм водопотребления.
  • Налоговая база при использовании акватории водных объектов определяется, как площадь предоставления водного пространства, которая применяется по данным лицензии на водопользование.
  • Определение налоговой базы при использовании водных объектов с целью гидроэнергетики определяется по результатам произведенной электроэнергии за налоговый период.
  • Объем произведенной древесины за налоговый период, сплавляемой в плотах, является показателем для определения налоговой базы при использовании водных объектов для сплава древесины в кошелях и на плотах.

Лимиты и льготы

Водный налог имеет одну особенность: в некоторых случаях для налогоплательщиков устанавливаются лимиты забора воды. Они могут определяться другим законодательным актом — Водным кодексом, а могут и быть установлены органами местной власти отдельно для конкретного пользователя.

Пока организации или физическому лицу удается не выходить из этих рамок, налог определяется по обычным формулам, описание которых приведено в данной статье. Но как только лимиты превышаются, расчет водного налога для разницы придется проводить со ставкой, увеличенной в 5 раз.

Льготы по водному налогу есть, но очень мало. Например, водоснабжение населения позволяет организации, оказывающей гражданам такие услуги, платить за 1 тыс. куб. м меньше, чем при заборе для собственных нужд. По сути, эту норму даже льготой назвать нельзя — просто другой вид использования ресурсов.

Деловая практика российских предпринимателей показала, что в большинстве случаев пользоваться водными пространствами выгоднее на основании договоров аренды, а не на праве собственности. При арендных отношениях меньше ответственность за их сохранность, существенно ниже плата за пользование ресурсами. В итоге налогоплательщик снижает свою налоговую нагрузку.

Порядок уплаты налога и предоставления отчетности

Налоговым и отчетным периодом водного налога признается квартал, общая сумма налога уплачивается по местонахождению объекта налогообложения ежеквартально не позднее 20 числа месяца, который следует за истекшим периодом. Налоговая декларация по водному налогу подается в налоговые органы по месту нахождения объекта не позднее срока, установленного для уплаты налога, то есть: I кв. — до 20.04, II кв. — до 20.07, III кв. — до 20.10, IV кв. — до 20.04.

Важно! Физические лица и иностранные организации, помимо представления декларации по местонахождению объекта, обязаны подавать копию отчета в налоговую инспекцию по местонахождению органа, который выдал им лицензию на водопользование.

Когда надо платить налог

Следует иметь в виду, что уплата водного налога по сроку совпадает с конечной датой подачи декларации – 20-е число того месяца, который идет за очередным налоговым периодом — кварталом. Поэтому сдавать отчетность надо до 20-го числа, чтобы не произошло нежелательного наложения конечных сроков.

Налогоплательщикам не запрещено осуществлять несколько видов водопользования, сочетая их. Однако налог надо уплатить в обозначенные сроки единой суммой, а вся дифференциация по видам должна быть отражена в налоговой декларации.

Содержание налоговой декларации по водному налогу

Налоговая декларация состоит:

  • Титульный лист
  • Раздела 1 «Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет»;
  • Раздела 2 «Расчет налоговой базы и суммы водного налога»;
  • Раздела 2.1 «Расчет налоговой базы и суммы водного налога при заборе воды из водного объекта»;
  • Раздела 2.2 «Расчет налоговой базы и суммы водного налога при использовании водного объекта, за исключением забора воды».

Общие правила заполнения налоговой декларации по водному налогу

  1. Документ может быть оформлен в бумажном или электронном виде.
  2. При заполнении декларации вручную используются черные, синие или сиреневые чернила.
  3. Не допускается использование корректирующих средств. Для исправления ошибки необходимо перечеркнуть значение и вписать правильное, которое необходимо подтвердить подписью лица, подписывающего документ.
  4. В каждой ячейке строки используется только одно значение. Чистовые значения показателей сумм заполняются в рублях целым числом, текстовое значение заполняется заглавными печатными буквами.
  5. При отсутствии значений ставить пропуск или ноль.
  6. Декларацию нельзя сшивать или скреплять с помощью средств, которые могут повредить бумажный лист.

Подробный порядок заполнения декларации по водному налогу можно посмотреть в официальном документе ФНС, представленном ниже.

Порядок заполнения налоговой декларации по водному налогу

Способы подачи налоговой декларации по водному налогу

Декларация по водному налогу в части представления в налоговые органы не отличается от других видов деклараций. Документ можно подать в инспекцию тремя способами:

Читайте также:  Сдача бухгалтерской отчетности: требования, правила подачи и сроки

  • представить лично, не забудьте, что декларацию необходимо подготовить в двух экземплярах, один из которых останется у Вас на руках с отметкой о получении в инспекции;
  • отправить заказным письмом с описью во вложении;
  • заполнить и отправить в электронном виде, воспользовавшись услугами современных операторов.

Водный налог: прямой или косвенный?

Водный налог относится к категории прямых, т.е. таких бюджетных обязательств, которые уплачиваются физическими и юридическими лицами с имущества или дохода.

Объектами налога, с которых перечисляются денежные средства в бюджет, признаются:

  • забор воды из рек, озер и иных объектов;
  • использование установленной площади в рамках водоема;
  • лесосплав по водным акваториям;
  • использование водных ресурсов в целях получения гидроэнергии.

Являясь прямым налогом, водный сбор обладает следующими характеристиками:

  • Обязательность – платежи взимаются независимо от воли экономического субъекта.
  • Непосредственность – налоговое бремя несет сам владелец ресурсов.
  • Расчетность – существует четкая формула, позволяющая исчислить сумму обязательства.
  • Декларированность – порядок расчета бюджетных обязательств отражается в подаваемых регулярно декларациях.

Водный налог 2020 – прямой сбор, плательщики и правила расчета которого четко обозначены в законодательстве. Система льгот по нему не предусмотрена.

Куда перечислять водные обязательства?

Водный налог – это федеральный налог, который должен уплачиваться в сроки, установленные Налоговым Кодексом – не позднее 20-го числа месяца, следующего за кварталом.

Налог необходимо перечислять в бюджет того субъекта, в котором находится водный объект, эксплуатируемый по лицензии, т.е. по месту фактического водопользования. Реквизиты ИФНС, которой подконтрольна конкретная территория, можно посмотреть на ее официальном сайте или взять в отделении.

Важно! Необходимо указать КПП и ОКТМО для той ИФНС, куда платится налог, т.е. для инспекции по месту водопользования.

Ссылки

  • Региональные налоги Транспортный налог • Налог на игорный бизнес • Налог на имущество организацийМестные налоги Земельный налогСпециальные налоговые режимы Единый сельскохозяйственный налог • Упрощённая система налогообложения • ЕНВД • Система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукцииПрочее Налоговый кодекс • Федеральная налоговая служба‎ • Таможенные пошлиныКосвенные налоги Налог на добавленную стоимость | Налог с продаж | Акцизы | Экологический налогИсторические налоги Единый социальный налог | Квартирный налог | Зверина подать | Налог на дымовые трубы | Налог на общественные туалетыДань Двоеданство | Урок | Ясак | Забожничье | По́дать | Тя́гло | ПродразвёрсткаСбор Государственная пошлина

    | Таможенные пошлины | Замыт | Железное | Индукта | Эвекта | Щитовые деньги | Гербовый сбор | Гарнцевый сбор

    Контрибуция Датские деньги | Репарации | РеституцияПрочее Налогообложение | Налог | ПеняНе являются налогами Страховая премия

    | Оброк | Чинш | Откуп

Отрывок, характеризующий Водный налог

Размотав бечевки, которыми была завязана одна нога, он аккуратно свернул бечевки и тотчас принялся за другую ногу, взглядывая на Пьера. Пока одна рука вешала бечевку, другая уже принималась разматывать другую ногу. Таким образом аккуратно, круглыми, спорыми, без замедления следовавшими одно за другим движеньями, разувшись, человек развесил свою обувь на колышки, вбитые у него над головами, достал ножик, обрезал что то, сложил ножик, положил под изголовье и, получше усевшись, обнял свои поднятые колени обеими руками и прямо уставился на Пьера. Пьеру чувствовалось что то приятное, успокоительное и круглое в этих спорых движениях, в этом благоустроенном в углу его хозяйстве, в запахе даже этого человека, и он, не спуская глаз, смотрел на него. – А много вы нужды увидали, барин? А? – сказал вдруг маленький человек. И такое выражение ласки и простоты было в певучем голосе человека, что Пьер хотел отвечать, но у него задрожала челюсть, и он почувствовал слезы. Маленький человек в ту же секунду, не давая Пьеру времени выказать свое смущение, заговорил тем же приятным голосом. – Э, соколик, не тужи, – сказал он с той нежно певучей лаской, с которой говорят старые русские бабы. – Не тужи, дружок: час терпеть, а век жить! Вот так то, милый мой. А живем тут, слава богу, обиды нет. Тоже люди и худые и добрые есть, – сказал он и, еще говоря, гибким движением перегнулся на колени, встал и, прокашливаясь, пошел куда то. – Ишь, шельма, пришла! – услыхал Пьер в конце балагана тот же ласковый голос. – Пришла шельма, помнит! Ну, ну, буде. – И солдат, отталкивая от себя собачонку, прыгавшую к нему, вернулся к своему месту и сел. В руках у него было что то завернуто в тряпке. – Вот, покушайте, барин, – сказал он, опять возвращаясь к прежнему почтительному тону и развертывая и подавая Пьеру несколько печеных картошек. – В обеде похлебка была. А картошки важнеющие! Пьер не ел целый день, и запах картофеля показался ему необыкновенно приятным. Он поблагодарил солдата и стал есть. – Что ж, так то? – улыбаясь, сказал солдат и взял одну из картошек. – А ты вот как. – Он достал опять складной ножик, разрезал на своей ладони картошку на равные две половины, посыпал соли из тряпки и поднес Пьеру. – Картошки важнеющие, – повторил он. – Ты покушай вот так то. Пьеру казалось, что он никогда не ел кушанья вкуснее этого. – Нет, мне все ничего, – сказал Пьер, – но за что они расстреляли этих несчастных!.. Последний лет двадцати. – Тц, тц… – сказал маленький человек. – Греха то, греха то… – быстро прибавил он, и, как будто слова его всегда были готовы во рту его и нечаянно вылетали из него, он продолжал: – Что ж это, барин, вы так в Москве то остались? – Я не думал, что они так скоро придут. Я нечаянно остался, – сказал Пьер. – Да как же они взяли тебя, соколик, из дома твоего? – Нет, я пошел на пожар, и тут они схватили меня, судили за поджигателя. – Где суд, там и неправда, – вставил маленький человек. – А ты давно здесь? – спросил Пьер, дожевывая последнюю картошку. – Я то? В то воскресенье меня взяли из гошпиталя в Москве. – Ты кто же, солдат? – Солдаты Апшеронского полка. От лихорадки умирал. Нам и не сказали ничего. Наших человек двадцать лежало. И не думали, не гадали. – Что ж, тебе скучно здесь? – спросил Пьер. – Как не скучно, соколик. Меня Платоном звать; Каратаевы прозвище, – прибавил он, видимо, с тем, чтобы облегчить Пьеру обращение к нему. – Соколиком на службе прозвали. Как не скучать, соколик! Москва, она городам мать. Как не скучать на это смотреть. Да червь капусту гложе, а сам прежде того пропадае: так то старички говаривали, – прибавил он быстро. – Как, как это ты сказал? – спросил Пьер. – Я то? – спросил Каратаев. – Я говорю: не нашим умом, а божьим судом, – сказал он, думая, что повторяет сказанное. И тотчас же продолжал: – Как же у вас, барин, и вотчины есть? И дом есть? Стало быть, полная чаша! И хозяйка есть? А старики родители живы? – спрашивал он, и хотя Пьер не видел в темноте, но чувствовал, что у солдата морщились губы сдержанною улыбкой ласки в то время, как он спрашивал это. Он, видимо, был огорчен тем, что у Пьера не было родителей, в особенности матери. – Жена для совета, теща для привета, а нет милей родной матушки! – сказал он. – Ну, а детки есть? – продолжал он спрашивать. Отрицательный ответ Пьера опять, видимо, огорчил его, и он поспешил прибавить: – Что ж, люди молодые, еще даст бог, будут. Только бы в совете жить… – Да теперь все равно, – невольно сказал Пьер. – Эх, милый человек ты, – возразил Платон. – От сумы да от тюрьмы никогда не отказывайся. – Он уселся получше, прокашлялся, видимо приготовляясь к длинному рассказу. – Так то, друг мой любезный, жил я еще дома, – начал он. – Вотчина у нас богатая, земли много, хорошо живут мужики, и наш дом, слава тебе богу. Сам сем батюшка косить выходил. Жили хорошо. Христьяне настоящие были. Случилось… – И Платон Каратаев рассказал длинную историю о том, как он поехал в чужую рощу за лесом и попался сторожу, как его секли, судили и отдали ь солдаты. – Что ж соколик, – говорил он изменяющимся от улыбки голосом, – думали горе, ан радость! Брату бы идти, кабы не мой грех. А у брата меньшого сам пят ребят, – а у меня, гляди, одна солдатка осталась. Была девочка, да еще до солдатства бог прибрал. Пришел я на побывку, скажу я тебе. Гляжу – лучше прежнего живут. Животов полон двор, бабы дома, два брата на заработках. Один Михайло, меньшой, дома. Батюшка и говорит: «Мне, говорит, все детки равны: какой палец ни укуси, все больно. А кабы не Платона тогда забрили, Михайле бы идти». Позвал нас всех – веришь – поставил перед образа. Михайло, говорит, поди сюда, кланяйся ему в ноги, и ты, баба, кланяйся, и внучата кланяйтесь. Поняли? говорит. Так то, друг мой любезный. Рок головы ищет. А мы всё судим: то не хорошо, то не ладно. Наше счастье, дружок, как вода в бредне: тянешь – надулось, а вытащишь – ничего нету. Так то. – И Платон пересел на своей соломе.

Водный налог – в какой бюджет зачисляется?

Водный налог относится к федеральным обязательствам и действует на территории всей страны. Региональные нормативно-правовые акты, регулирующие порядок его расчета, уплаты или администрирования, не могут противоречить федеральным законам, в частности – Налоговому Кодексу.

Крым не является исключением с точки зрения водных обязательств. С 2020 года физические лица, ИП и организации, действующие на его территории, перечисляют налог по тем же ставкам и в том же порядке, что и жители остальных частей России.

Согласно статье 50 Бюджетного Кодекса, поступления от взимания водного налога в объеме 2/5 зачисляются в федеральный бюджет. 3/5 полученных средств направляется в субъект, на территории которого расположен конкретный водоем.

Водный налог имеет безусловную важность для экономики: он обеспечил рост фискальных поступлений в государственную казну. Второе его значение – экологическое. Он призван стимулировать компании и физических лиц использовать водные ресурсы рационально и не нарушать установленные лимиты, установленные по каждому природному объекту.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

Яндекс.Метрика