Виды унитарных предприятий. Федеральный закон от 14.11.2002 N 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях»

Унита́рное предприя́тие

— особая организационно-правовая форма юридического лица. Организация, не наделённая правом собственности на закреплённое за ней собственником имущество. Имущество является неделимым и не распределяется по вкладам (долям, паям), в том числе между работниками предприятия. Помимо сведений, указанных в ст. 113 ГК РФ[1], правовое положение государственных и муниципальных унитарных предприятий определяется Гражданским кодексом и законом о государственных и муниципальных предприятиях.

Понятие унитарной структуры

фз о государственных и муниципальных унитарных предприятияхВиды унитарных предприятий. Федеральный закон от 14.11.2002 N 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях»

В соответствии с ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» под структурой такого типа необходимо понимать учреждение коммерческого характера, которое не обладает правом владения тем имуществом, которое закреплено за ним владельцем. Важно отметить, что имущественные комплексы унитарных учреждений неделимы. Они не могут быть распределены по долям, вкладам или паям. Собственником имущества унитарного предприятия является, как правило, субъект РФ или же образование муниципального типа. Таким образом, основной отличительной чертой унитарных структур служит отсутствие права собственности на имущественные комплексы.

Специфика финансовых ресурсов

Одним из ключевых отличий унитарных предприятий от других, в первую очередь акционерных обществ, выступают способы формирования капитала, образования и использования дохода, привлечения заемных и бюджетных средств. Денежный фонд создается за счет оборотных и основных активов, закрепленных за юрлицом. Величина капитала отражается в балансе на дату утверждения учредительного документа (устава). Его функции аналогичны тем, которые выполняет денежный фонд любой другой коммерческой структуры. Кроме того что капитал выступает в качестве материальной основы для осуществления юрлицом его деятельности, он является своеобразным индикатором эффективности его работы. Если по завершении отчетного периода цена чистых активов станет меньше минимального размера, установленного законом на дату регистрации предприятия, и в трехмесячный срок не будет восстановлена, учредитель должен ликвидировать общество. Если за указанный период соответствующего решения принято не было, кредиторы могут потребовать досрочного выполнения либо прекращения обязательств и компенсации причиненных убытков.

Читайте также:  Субсидиарная ответственность и условия возникновения. Как ее избежать?

Унитарность

коммерческая организацияВиды унитарных предприятий. Федеральный закон от 14.11.2002 N 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях»

Далее целесообразным будет рассмотреть сущность коммерческих организаций представленного плана. Под унитарностью необходимо рассматривать специфическую форму, в соответствии с которой может быть организована деятельность. Среди ее характеристик важно отметить следующие:

  • Формирование юридического лица через выделение владельцем определенных имущественных комплексов, а не через объединение имущества целого ряда лиц.
  • Сохранение права собственности на имущественную массу за учредителем.
  • Неделимость имущественных комплексов.
  • Закрепление имущественной массы за юридическим лицом в соответствии с ограниченным вещным правом (это могут быть предприятия, основанные на праве оперативного управления или хозяйственного ведения).
  • Исключение членства.
  • Единоличные управленческие органы.

Отличительные черты

Для лучшего их понимания отметим основные признаки государственного унитарного предприятия. Юрлицо создается путем выделения определенной части из общего имущества. В качестве собственника выступает государство. И именно за ним сохраняется право полного распоряжения имуществом, переданным в ведение ГУП. Материальные ценности предоставляются в хозяйственное ведение либо оперативное управление. В создаваемых юрлицах не предусматривается членство. Орган управления является единоличным.

Причины создания и цель деятельности

предприятия основанные на праве хозяйственного веденияВиды унитарных предприятий. Федеральный закон от 14.11.2002 N 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях»

Прежде чем рассмотреть виды унитарных предприятий, целесообразно изучить ключевые причины их создания и соответствующие цели. Так, основными причинами формирования унитарных структур являются следующие:

  • Реализация деятельности, связанной с решением задач социального значения. Сюда необходимо отнести продажу товарной продукции определенного типа и услуг по максимально низким ценам, а также организацию интервенций товарного и закупочного характера по товарным продуктам первой необходимости.
  • Обеспечение отдельных разновидностей деятельности дотируемого плана, а также ведение производств убыточного характера.
  • Необходимость использования имущественных комплексов, приватизация которых запрещается.

Руководитель унитарного предприятия обязуется сделать все для того, что основная цель деятельности была достигнута. Это не что иное, как решение задач государственного плана на коммерческой основе.

Нюансы работы

Фонд – это некоммерческая унитарная организация, устав которой могут скорректировать судебные решения. Дело, в рамках которого могут вынести такое решение, инициируется заявлением одного из органов организации либо госструктуры, у которой есть полномочия по контролю за работой этого юрлица. В суд обращаются, ежели сохранение уставной документации в изначальной форме может спровоцировать последствия, при формировании структуры непредсказуемые, при этом коллегиальный орган отказывается вносить изменения.

Особенное унитарное предприятие – некоммерческая организация, сформированная в формате пенсионного фонда. Ее положение регламентируется упомянутым ранее блоком 123 ГК, а именно частями с 18-й по 20-ю. Тут указывается, как ее можно реорганизовать, каковы ситуации, допускающие это. Нормы ГК составлены с учетом специального федерального нормативного акта, принятого для декларирования работы таких структур.

Фонд – это такое унитарное предприятие, некоммерческая организация, которая располагает имуществом, полученным от учредителя (их может быть несколько). Все, что передано структуре, становится собственностью, учредители не сохраняют никаких прав на имущество относительно сформированного юрлица. Соответственно, нет у них и необходимости брать ответственность по тем обязательствам, которые приняла на себя структура.

Это справедливо и в обратном направлении: какими бы ни были учредительские обязательства, у сформированного фонда нет нужды по ним отчитываться. Имущество, полученное структурой, используется, дабы достигать оговоренных уставной документацией целей. Из года в год такая организация должна представлять публике отчетность, показывающую, каким образом распоряжается имущественными благами.

Предлагаем ознакомиться Статья 80. Наложение ареста на имущество должника

Особенностью унитарной некоммерческой организации фондового типа можно назвать возможности, данные некоторым участникам предприятия. Если таковые получают полномочия выступать от лица организации, они должны возмещать убытки, если такие по их вине понес фонд. Чтобы это стало необходимым, такое решение должна вынести высшая коллегиальная структура.

Ликвидация фонда возможна, если такое решение принимает судебная инстанция. Слушания проводятся, если заинтересованная персона направляет соответствующее заявление. Ликвидация понадобится, если имущества, которым располагает организация, не хватает, чтобы достигать запланированных целей, при этом вероятность получения недостающего оценивается как исчезающе малая.

Важная часть фонда – попечительский совет. Это одна из структур организации, ответственная за контроль за работой юрлица. Ее сфера обязательства – отслеживать, как разные органы принимают решения и исполняют задуманное, пользуются накопленными средствами. Попечительский совет должен контролировать соблюдение нормативных актов. Его деятельность реализована на общественных началах.

Пример фонда – НУО «Краснодарский краевой фонд капитального ремонта многоквартирных домов».

Читайте также:  Как подать исковое заявление в суд о признании должника банкротом

Правовое положение

Важно отметить, что правила, предусмотренные статьями 113-115, а также 294-297 ГК РФ, обеспечивают регулирование лишь правового положения структур. Однако они не затрагивают обязанности и права сотрудников, как это делается в отношении членов производственных кооперативов или хозяйственных обществ. Обязанности и права специалистов, прежде всего, определяются трудовым правом. Если такая коммерческая организация, как унитарное предприятие, с согласия владельца внесла вклад в общество хозяйственного типа, то полученная прибыль не может быть распределена между сотрудниками учреждения – она будет числиться как имущество данного предприятия.

Имущественная масса, которая выделяется унитарной структуре при ее формировании, находится в муниципальной собственности или собственности государства. Она принадлежит унитарному предприятию на праве оперативного управления или хозяйственного ведения, как было отмечено выше. Стоит дополнить, что в фирменное наименование учреждения унитарного типа так или иначе должно входить указание на владельца его имущественных комплексов. Кроме того, в уставе четким образом указывается, кому именно (РФ, какому конкретно субъекту и органу самоуправления местного характера) принадлежит имущественная масса унитарной структуры в соответствии с правом собственности. Стоит иметь в виду, что унитарное учреждение отвечает по собственным обязательствам всем имуществом, но не отвечает по обязательствам владельца этого имущества. Управленческим органом рассматриваемого типа структур выступает руководитель. Он назначается владельцем или уполномоченным владельцем органом.

Категории хозяйственных субъектов

По Гражданскому кодексу РФ, фактически существует три больших группы коммерческих организаций:

  1. Хозяйственное общество, или товарищество.
  2. Производственный кооператив.
  3. Унитарное государственное или муниципальное предприятие.

Первая группа включает в себя наибольшее количество подкатегорий:

  • Полное общество.
  • Коммандитное товарищество.
  • ООО.
  • Общество с дополнительной ответственностью.
  • ОАО и ЗАО.

Кооператив – это объединение граждан на добровольной основе для совместной хозяйственной деятельности. Каждый его член лично участвует в работе и вносит туда паевой взнос. Все участники данной организации несут совместную ответственность. Это означает, что прибыль распределяется пропорционально трудовому вкладу. При ликвидации производственного кооператива все оставшееся имущество распределяется между работниками по аналогичному принципу.

муниципальное унитарное предприятиеВиды унитарных предприятий. Федеральный закон от 14.11.2002 N 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях»

Виды унитарных предприятий

понятие и виды унитарных предприятийВиды унитарных предприятий. Федеральный закон от 14.11.2002 N 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях»

В соответствии с действующим гражданским законодательством существуют предприятия, которые основаны на праве хозяйственного ведения (ГУПы, МУПы) или на праве оперативного управления (КУПы, то есть казенные предприятия федерального типа). Рассмотрим их подробнее.

Положения предприятий, основанных на праве хозяйственного ведения, сегодня регламентируются статьей 114 ГК РФ. Их создание осуществляется по решению соответствующего государственного органа или структуры местного самоуправления, которая является уполномоченной. Учредительной бумагой унитарного учреждения служит его устав, утверждаемый ведомством, министерством или иным органом федерального значения. В соответствии с действующим на территории РФ законодательством на устав возложено регулирование и координация деятельности в данной области управления (отрасли). Устав муниципальной или государственной структуры должен содержать, помимо стандартной информации, необходимой для каждого ЮЛ, сведения касательно предмета и целей деятельности, а также размера уставного фонда учреждения.

Источники образования имущества

В качестве них могут выступать:

  1. Прибыль, которая получена в процессе осуществления своей деятельности.
  2. Имущество, предоставленное по решению владельца в качестве вклада в уставной фонд, или иные материальные ценности, переданные собственником.
  3. Заемные средства. К ним в том числе относят кредиты в банковских и иных финансовых организациях.
  4. Амортизационные отчисления.
  5. Капвложения и бюджетные дотации.
  6. Доходы (дивиденды), которые поступают от хозяйственных товариществ и обществ, в чьих уставных капиталах участвует юрлицо.
  7. Пожертвования и добровольные взносы граждан, учреждений, организаций.
  8. Прочие источники, существование которых не противоречит законодательству. К ним в том числе относят прибыль от предоставления имущества в аренду другим субъектам.

Иные аспекты хоз. ведения

руководитель унитарного предприятияВиды унитарных предприятий. Федеральный закон от 14.11.2002 N 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях»

Унитарное предприятие сегодня является единственной организацией коммерческого характера, которая обладает гражданскими обязанностями и правами, напрямую относящимися к деятельности, указанной в уставе. Важно отметить, что размер уставного фонда государственной структуры должен равняться или превышать сумму, 5000-кратную размеру месячной оплаты труда по минимальной ставке, а муниципальной – должен равняться или превышать 1000 МРОТ. Кроме того, уставной фонд учреждения должен оплачиваться владельцем в полной мере в течение 90 дней после государственной регистрации.

Владелец имущественной массы рассматриваемого вида унитарного предприятия не отвечает в соответствии с обязательствами этого предприятия. Исключение составляют ситуации, при которых банкротство (экономическая несостоятельность) структуры вызвана по причине указаний собственника. Устав дочерней компании утверждается учредителем, он же назначает руководителя.

Ограничения

Унитарные предприятия не могут создавать дочерние общества. В законодательстве установлен запрет для учреждений, имеющих имущество в хозяйственном ведении, выступать в качестве учредителей других аналогичных юрлиц посредством передачи им части материальных ценностей, вверенных им владельцем. Такой порядок обусловливается необходимостью предупредить выход имущества из-под контроля.

муниципальные унитарные предприятияВиды унитарных предприятий. Федеральный закон от 14.11.2002 N 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях»

Читайте также:  Порядок ликвидации муниципального унитарного предприятия

Оперативное управление

Унитарными предприятиями, которые основаны на праве оперативного управления, считаются предприятия казенного типа в соответствии со статьей 115 ГК РФ. Образуются они на основе имущественной массы, которая находится в федеральном владении, владении субъектов России, а также муниципальной собственности. Стоит отметить, что основной учредительной бумагой казенной структуры является устав, который утверждается правительством РФ, ее субъектом или структурой местного самоуправления. Собственник – он же учредитель – имеет абсолютное право на:

  • Изъятие излишней имущественной массы.
  • Изъятие неиспользованных имущественных комплексов.
  • Изъятие имущества, которое применяется не по назначению.

Совершение сделок

Унитарные предприятия не могут распоряжаться недвижимостью. Реализация объектов осуществляется исключительно по разрешению учредителя. При этом согласование сделок с недвижимостью, стоимость которых больше 150 млн руб., производится Федеральным агентством по управлению федеральным имуществом на основании решения правительства Российской Федерации или решения, принимаемого по его поручению заместителем председателя правительства.

гражданское право и процесс унитарные предприятияВиды унитарных предприятий. Федеральный закон от 14.11.2002 N 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях»

Другие аспекты оперативного управления

собственник имущества унитарного предприятияВиды унитарных предприятий. Федеральный закон от 14.11.2002 N 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях»

Стоит иметь в виду, что казенная структура не имеет права распоряжаться движимыми и недвижимыми имущественными комплексами, если нет специального разрешения от владельца. Фирменное название структуры, основанной в соответствии с правом оперативного управления, должно включать указание на то, что учреждение считается казенным. РФ, ее субъект или образование муниципального типа отвечают по обязательствам казенной структуры в случае недостаточности ее имущественных комплексов. Казенное учреждение может быть ликвидировано или реорганизовано в соответствии с решением правительства страны, определенного субъекта или государственного органа местного самоуправления.

Примеры

  • ФГУП «Космическая связь»
  • ФГУП «НПП ВНИИЭМ»
  • ФГУП «Охрана»
  • ФГУП «Киноконцерн «Мосфильм»»
  • ФГУП «Всероссийская государственная телевизионная и радиовещательная компания»
  • ФГУП «Российская телевизионная и радиовещательная сеть»
  • ФГУП «Центральный научно-исследовательский институт машиностроения»
  • ФГУП «Госкорпорация по ОрВД»
  • ГУП «Мосгортранс»
  • ГУП «Московский метрополитен»
  • ГУП РК «Крымэкоресурсы»

Федеральный закон

предприятия основанные на праве оперативного управленияВиды унитарных предприятий. Федеральный закон от 14.11.2002 N 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях»

Далее целесообразно рассмотреть ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях». Он состоит из шести следующих глав:

  • Общие положения. Данная глава включает в себя семь статей.
  • Учреждение унитарного предприятия. Глава состоит из трех статей.
  • Уставный фонд и имущество унитарного предприятия. Глава включает в себя девять статей.
  • Управление унитарным предприятием. Глава состоит из девяти статей.
  • Ликвидация и реорганизация унитарных предприятий. Глава включает в себя семь статей.
  • Переходные и заключительные положения. Глава состоит из трех статей.

Особенности финансов

В заключение рассмотрим финансовый вопрос унитарных предприятий. Отличительной чертой финансов унитарных структур может служить применение ими бюджетных источников финансирования, носящих целевой характер. Важно отметить, что ассигнования из местных, регионального и федерального бюджетов, прежде всего, направляются на реализацию отдельных мероприятий и программ социальной природы. Данные ассигнования имеют форму субсидий, субвенций или дотаций.

Под субсидиями следует понимать средства из бюджетов разных уровней, которые предоставляются на условиях частичного финансирования расходов, связанных с реализацией проектов и программ. Эти средства используются также для развития и осуществления деятельности унитарных структур, которая прописана в уставе. Субвенции необходимо рассматривать как деньги из бюджетов разных уровней, которые предоставляются безвозмездно. Стоит дополнить, что одной из самых популярных разновидностей субвенций является грант. Он может предоставляться в собственность или в целях пользования как в денежном варианте, так и в имущественном.

Прибыль

Она выступает в качестве одного из важнейших источников финансирования. Прибыль образуется так же, как и в иных коммерческих структурах. Вместе с тем БК расценивает доход унитарных предприятий как источник неналоговых поступлений в бюджет. Ежегодно рассматриваемые юрлица осуществляют обязательные отчисления с полученной прибыли. Порядок, величину и сроки платежей утверждает правительство или региональные/территориальные структуры власти. Средства, оставшиеся после выплаты налогов и прочих отчислений, перераспределяются по фондам материального поощрения, социальных мероприятий и проч. Часть чистого дохода по решению учредителя может направляться на увеличение уставного капитала предприятия.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий