Налоговый кодекс >> Глава 34
Статья 419 Плательщики страховых взносов
Статья 420 Объект обложения страховыми взносами
Статья 421 База для исчисления страховых взносов для плательщиков, производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам
Статья 422 Суммы, не подлежащие обложению страховыми взносами
Читайте также: Развозная и разносная розничная торговля оквэд 2020
Статья 423 Расчетный период. Отчетный период
Статья 424 Определение даты осуществления выплат и иных вознаграждений
Статья 425 Тарифы страховых взносов
Статья 426 Тарифы страховых взносов в 2020 — 2020 годах
Статья 427 Пониженные тарифы страховых взносов
Статья 428 Дополнительные тарифы страховых взносов для отдельных категорий плательщиков
Статья 429 Тарифы страховых взносов для отдельных категорий плательщиков на дополнительное социальное обеспечение членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации, а также отдельных категорий работников организаций угольной промышленности
Статья 430 Размер страховых взносов, уплачиваемых плательщиками, не производящими выплат и иных вознаграждений физическим лицам
Статья 431 Порядок исчисления и уплаты страховых взносов, уплачиваемых плательщиками, производящими выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, и порядок возмещения суммы страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством
Статья 432 Порядок исчисления и уплаты страховых взносов, уплачиваемых плательщиками, не производящими выплат и иных вознаграждений физическим лицам
Глава 34 НК РФ Страховые взносы
Глава 33
Комментарии к главе 34 Налогового кодекса РФ — Страховые взносы
До 01.01.2017 года страховые взносы принадлежали, а именно начислялись и уплачивались в Пенсионном фонде РФ, далее согласно НК РФ, страховые взносы следует относить к полномочиям ФНС. Данное изменения регламентируется принятым Федеральным законом № 243-ФЗ от 03.07.2016 г. Как объясняют чиновники, этот переход поспособствует улучшению в части контроля как начисления страховых взносов, а также порядок уплаты в ПФР, ОМС и ФСС.
Застрахованные же физические лица, также как и прежде, будут все свои исчисления учитывать на личных лицевых счетах, которые ранее созданы в ПФР и не повлияют на начисления пенсий и пособий граждан РФ(N 03-04-05/21124от 13.04.2016 письма Минфина РФ)
Общее понятие о страховых взносах
В расчете по страховым взносам (его форма утверждена Приказом ФНС РФ от 10.10.2016 №ММВ-7-11/, действует для отчетности за 2019 год) будут сравнивать разницу значений граф 210 и 230 подразд. 3.2 разд. 3 за каждый месяц.
Читайте также: Китай в 2020 году впервые опередил США в гонке патентов
За I квартал 2020 года отчитаться по страховым взносам нужно по новой форме, утвержденной Приказом ФНС РФ от 18.09.2019 №ММВ-7-11/
Таким образом, как и обещал Президент в своём обращении к нации 25.03.2020, размер страховых взносов снижен в два раза – с 30 до 15% (10% в ПФР + 5% на ОМС).
Напишите, пожалуйста, ваш основной код ОКВЭД, чтобы нам было проще сориентироваться в ответе на вопрос. Очевидно негативным последствием складывающейся ситуации для УО/ТСЖ/ЖСК является недопустимость применения с 1 января 2020 года пониженных тарифов страховых взносов, что, разумеется, приведет к увеличению расходов по статье «Отчисления в страховые фонды».
Уплата страховых взносов индивидуальными предпринимателями
Страховые взносы на обязательное пенсионное и медицинское страхование, а также на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством необходимо начислять на большинство производимых работникам выплат (суммы зарплаты, премий, отпускных и др.).
Указанные льготы были ранее установлены лишь временно, и их продление в 2020 году действующим законодательством не предусмотрено.
В 2020 году произошло сокращение льготников: так, например, разъяснения о продлении программы для некоммерческих и благотворительных организаций, предприятий, работающих по УСН, были даны в Письме Минфина РФ №03-15-06/54260 от 01.08.2018.
В пп.5 п.1 ст 427 НК РФ указана льготная категория если вы занимаетесь ремонтом бытовых изделий и предметов личного пользования.
Статья 427. Пониженные тарифы страховых взносов
Уплата ИП страховых взносов осуществляется в фиксированном размере. Если доход предпринимателя за год превысит 300 000 руб., он должен будет доплатить взносы на обязательное пенсионное страхование из расчета 1% суммы превышения (пп. 1 п. 1 ст. 430 НК РФ).
В соответствии с Письмом ФНС РФ №БС-4-11/ от 30.05.2019 организация, которая пользуется пониженными тарифами страховых взносов, имеет право использовать их и для выплат по начислениям физическим лицам — сотрудникам их филиалов и подразделений.
Пункты с четвертого по тринадцатый статьи 427 НК РФ перечисляют все необходимые условия, выполнив которые, плательщик страховых взносов может рассчитывать на льготу, то есть на пониженный тариф (20%).
Все отношения по страховым взносам регулирует статья НК РФ 420, главы 34 кодекса. В общие понятия включаются все виды страхования, которые регулируют возмещения затраченных средств предприятия, при наступлении страховых случаев.
Третья часть цитаты: Значит сроки льгот для этих категорий как минимум до 2020 года! Уже хорошо )) Но остаётся вопрос какой тариф применять!?
Также освобождены от выплат в ФСС и ФОМС организации, являющиеся участниками проекта «Сколково». Ставка выплат в ПФР для них снижена и составляет 14 %. Льготные условия действуют в течение 10 лет с момента получения статуса участника.
У предприятий, использующих УСН, есть преимущество перед остальными. В данном случае именно УСН является одним из условий для использования пониженного тарифа, если компания ведет деятельность, перечисленную в пп. 1, 5, 7, 8 ст. 427 НК РФ.
Льготы по страховым взносам применяются при объеме доходов не более 79 млн руб., когда часть прибыли от основного вида деятельности составляет 70%.
Читайте также: Устав регионального общественного фонда содействия развитию
Плательщику необходимо произвести перерасчет взносов с начала года, если он до его окончания потерял право на использование льгот.
Пониженной ставкой страховых взносов работодатели не смогут воспользоваться по сотрудникам, которые работают неполное рабочее время (неполный рабочий день (смена) и (или) неполная рабочая неделя, в том числе с разделением рабочего дня на части), если ежемесячные начисления выплат (вознаграждений) в отношении таких сотрудников меньше МРОТ (даже при условии что оклад выше МРОТ).
Перечень необлагаемых доходов
Главный список содержит пункт 1 (статья 422 НК РФ состоит всего из 3 пунктов), это, прежде всего:
- государственные пособия, выплачиваемые по федеральному, региональному, местному законодательству. Это, в том числе, пенсия по старости, инвалидности, утрате кормильца, пособия по безработице и погребению, временной нетрудоспособности, на детей, по беременности и родам и т.д., то есть, все виды выплат по обязательному социальному страхованию;
- компенсации, выплачиваемые по законодательству за причиненный вред здоровью;
- выплаты в связи с увольнением работников, за исключением некоторых категорий выплат;
- иные компенсационные выплаты, установленные федеральным, региональным или местным законодательством, в пределах норм и лимитов, например, «подъемные» и т.д. (полный список содержится в пп. 2 п. 1);
- суммы единовременной материальной помощи, выплачиваемые гражданину работодателем (или иным плательщиком взносов) в связи с наступлением ЧС, при рождении или усыновлении ребенка, при смерти члена семьи;
- доходы коренных народов Севера от реализации продукции традиционных промыслов;
- суточные;
- сумма материальной помощи, выплачиваемой работодателем своим сотрудникам, но не более 4 000 рублей на каждого гражданина за календарный год.
Отмена налоговых проверок для бизнеса в 2020 году в связи с коронавирусом – что важно знать?
НК РФ Статья 427 Пониженные тарифы страховых взносов
Такая пониженная ставка будет распространяться на сумму зарплаты, превышающую МРОТ – минимальный размер оплаты труда. Если же зарплата будет на уровне МРОТ или почему-то даже ниже, то ставка останется прежней, 30%.
Страховые взносы начисляются в отношении каждого физического лица и по итогам каждого календарного месяца.
Думаю, коды из группы 96.0 «Деятельность по предоставлению прочих персональных услуг» попадают под данную категорию.
При определении объема доходов организации для проверки соответствия выполнения организацией условий, установленных настоящим пунктом, учитываются целевые поступления и гранты, поступившие и не использованные организацией по итогам предыдущих расчетных периодов.
Как коронавирус повлиял на страховые взносы: обзор изменений
В целях применения настоящего подпункта под новым рабочим местом понимается место, впервые создаваемое организациями, включенными в реестр, при реализации инвестиционного проекта на территории Особой экономической зоны в Калининградской области (далее в настоящем подпункте — новое рабочее место).
Аналогичный порядок обложения страховыми взносами применяется к выплатам, производимым физическим лицам, находящимся во властном (административном) подчинении организации, а также членам совета директоров или любого аналогичного органа компании, прибывающим для участия в заседании совета директоров, правления или другого аналогичного органа этой компании.
Взыскивать недоимки, выставлять пени и штрафы теперь принадлежит обязанности ФНС. В статье расскажем про льготы по страховым взносам, рассмотрим порядок начисления.
Кроме льготных тарифов существуют суммы, которые не учитываются при определении облагаемой взносами базе. Это означает, что виды дохода, которые упомянуты в НК РФ статьи 422, не включают в общую базу обложения взносами.
Суточные и иные расходы в командировках
Разъяснения по этим доходам дает пункт 2, статья 422 НК РФ содержит также некоторые уточняющие моменты, так как суточные и командировочные – это сложный вид выплат.
В соответствии с п. 2 не подлежат обложению:
- суточные в установленных пределах (700 рублей в пределах РФ, 2500 за границей);
- возмещенные расходы на проезд до места командирования и обратно (подтвержденные);
- возмещенные расходы за проезд до аэропорта или вокзала;
- сборы за услуги в аэропортах и вокзалах;
- расходы на гостиницу;
- расходы на связь;
- расходы на обмен денег.
Все эти расходы для того, чтобы работодатель мог их возместить, должны быть реально произведены и подтверждаться соответствующими платежными документами.
Ответы на распространенные вопросы
Не смотря на то, что положение законодательного акта 212-ФЗ в целом перестает быть актуальным, все плательщики взносов сохранили свои обязанности в части 34 главы НК РФ.
Как известно, ежегодно Правительство РФ устанавливает предельные величины базы по начислению страховых взносов.
До конца 2020 года действует ст. 426 НК РФ, которая устанавливает общие тарифы страховых взносов, и которую мы могли бы применять в будущем для определения размера страховых взносов. Вместе с тем, она с 1 января 2020 года Федеральным законом от 03 августа 2020 г. № 303-ФЗ ст. 426 признается утратившей силу, соответственно, применить ее к ТСЖ, ЖСК и УО в 2020 г. мы не можем.
Вся информация по льготным или пониженным тарифам находится в ст. 427 НК РФ. Там самым подробным образом рассказывается, какая именно деятельность плательщика может дать ему право на использование льготы и какие еще для этого должны быть выполнены условия.
Дополнительный перечень
В пункте 3 ст. 422 НК РФ перечислен еще ряд выплат, которые отнесены к необлагаемым по отдельным видам страхования. Это, в частности:
- ежемесячные выплаты следователям, прокурорам и мировым судьям в части страховых выплат на обязательное пенсионное страхование;
- аналогичное правило действует и для доходов студентов, полученных от деятельности в студенческих отрядах;
- вознаграждения по договорам ГПХ в части выплат на обязательное соцстрахование.
Кроме того, не облагаются страховыми взносами вознаграждения физлиц, получаемые за репетиторство, помощь в ведении домашнего хозяйства, осуществление присмотра за детьми, стариками и больными людьми.
Пониженный тариф на пенсионное страхование тоже отменят?
НК РФ гл. 34 взносы: Налоговый кодекс Российской Федерации, Часть вторая, Раздел XI. Страховые взносы в Российской Федерации, Глава 34.
В ситуациях, когда компания не проводила оценку труда, размер дополнительной ставки будет варьироваться от 6 до 9%.
Укажите вашу льготу в разделе Реквизиты → Сотрудники. Обратите внимание на выбранный год. Эльба автоматически проверит ваш код на соответствие льготному перечню. Взносы сервис посчитает по льготной ставке, а также подготовит нужный отчёт. Расчеты производятся следующим образом: к примеру, зарплата сотрудника 50 тыс. руб. Из них 12 130 облагаются по старой 30%-ой ставке, а оставшиеся 37 870 – по сниженной в 15%.
Кто применяет льготы по взносам
Статья 427 — пониженные тарифы страховых взносов — рассказывает, при выполнении каких условий плательщики могут воспользоваться льготой.
Читайте также: Как ИП оформить лицензию на пассажирские перевозки
Данные тарифы действуют в отношении выплат как гражданам России, так и иностранным гражданам (за исключением высококвалифицированных специалистов).
Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти и передается в налоговые органы не позднее 1-го числа месяца, следующего за отчетным периодом, в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.
В ст. 427 НК РФ упоминается вид деятельности «ремонт бытовых изделий и предметов личного пользования» для налогоплательщиков на УСН, который можно соотнести с вашим — «ремонт и пошив обуви».
Форма предназначена исключительно для сообщений о некорректной информации на сайте ФНС России и не подразумевает обратной связи. Информация направляется редактору сайта ФНС России для сведения.
Предельная величина базы для исчисления страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством подлежит ежегодной индексации с 1 января соответствующего года исходя из роста средней заработной платы в Российской Федерации.
Законодательство о взносах во внебюджетные фонды: вопросы применения
С 1 января 2010 года вступил в силу Федеральный закон от 24.07.2009 № 212-ФЗ, а в конце 2010 года в него были внесены изменения – снижены взносы для ряда страхователей.
С появлением льгот у страхователей появилась потребность в получении разъяснений по порядку их применения у компетентных органов.
Обязанность по разъяснению сложных вопросов, связанных с порядком начисления и уплаты страховых взносов во внебюджетные фонды, возложена на Минздравсоцразвитие России. О вопросах трактовки на практике положений закона рассказывает д.э.н., профессор СПбГУ, М.Л. Пятов.
1 января 2010 года вступил в силу Федеральный закон ФЗ от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах…» (далее – Федеральный закон № 212-ФЗ). С этого же момента утратила силу глава 24 НК РФ «Единый социальный налог», что было определено Федеральным законом от 24.07.2009 № 213-ФЗ.
Применение положений Федерального закона о страховых взносах вызвало ряд вопросов, часть которых связано с определением возможных подходов к трактовке на практике его положений, получению соответствующих разъяснений властных органов и следованию им.
В чью пользу?
Итак, страховые взносы в РФ перестали быть налогом.
Вспомним, что согласно пункту 1 статьи 8 НК РФ «под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований». Пунктом 2 статьи 8 НК РФ устанавливается, что «под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий)».
Любопытно, что Федеральным законом № 212-ФЗ понятие страхового взноса вообще не определяется.
Однако, здесь для нас главное, что страховой взнос – это не налог, и, следовательно, законодательство РФ о налогах и сборах на него не распространяется.
Пока глава 24 НК РФ действовала, ее нормы должны были соответствовать содержанию части первой НК РФ.
Это касалось столь любимого налогоплательщиками пункта 7 статьи 3 НК РФ, согласно которому «все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства…
толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сборов)». Аналогичного положения в Федеральном законе № 212-ФЗ нет. При этом «сомнения, противоречия и неясности» присутствуют.
С общей тематикой уплаты страховых взносов связано содержание статьи 39 Конституции РФ, согласно которой «каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом. Поощряются добровольное социальное страхование, создание дополнительных форм социального обеспечения и благотворительность». Однако вопрос «трактовки неясностей» эти положения Конституции не решают.
А вот относительно налогов и сборов, статьей 57 Конституции РФ устанавливается, что наряду с тем, что «каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы», «законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют».
Из этого мы можем сделать лишь общий принципиальный вывод о том, что, согласно Конституции РФ, закон, в принципе, может ухудшить положение налогоплательщиков.
Разъяснения по мере необходимости
Пунктом 5 статьи 1 Федерального закона № 212-ФЗ устанавливается, что в целях единообразного применения этого закона при необходимости могут издаваться соответствующие разъяснения в порядке, определяемом Правительством РФ.
Это очень интересная норма, в которой следует обратить внимание на слова:
1) «в целях единообразного применения»;
2) «при необходимости»;
3) «могут».
Первое, по всей видимости, указывает на то, что положения закона могут применяться «не единообразно». Как это – понять сложно.
Второе, видимо, указывает на то, что такое вот не единообразное применение или его потенциальная возможность (наверное, заложенная в тексте закона) может вызвать необходимость соответствующих разъяснений.
Этим разъяснения, в свою очередь, «могут» (то есть совершенно не обязательно) последовать, а могут, соответственно, и не последовать. При этом порядок, в котором такие разъяснения могут последовать, согласно Закону, определяется Правительством РФ.
По этому поводу Правительством РФ 14 сентября 2009 года за № 731 было принято Постановление «Об издании разъяснений по единообразному применению Федерального закона «О страховых взносах в Пенсионный Фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный Фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования». Согласно пункту 1 данного Постановления «в целях единообразного применения Федерального закона «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» предоставить Министерству здравоохранения и социального развития Российской Федерации право издавать соответствующие разъяснения».
Вместе с тем, право не есть обязанность.
Но не все столь печально, и наряду с правами соответствующих органов исполнительной власти следует обратить внимание на их обязанности, вытекающие из прав плательщиков страховых взносов.
«Право получать… бесплатно информацию»
Статья 28 Федерального закона № 212-ФЗ, определяя права плательщиков страховых взносов, в частности, устанавливает (п. 1 ст. 28):
«Плательщики страховых взносов имеют право:
1) получать по месту своего учета от органов контроля за уплатой страховых взносов бесплатно информацию (в том числе в письменной форме) о законодательстве Российской Федерации, о страховых взносах и, принятых в соответствии с ним, нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты страховых взносов, правах и обязанностях плательщиков страховых взносов, полномочиях органов контроля за уплатой страховых взносов и их должностных лиц, а также получать формы расчетов по начисленным и уплаченным страховым взносам и разъяснения о порядке их заполнения;
2) получать от федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования, письменные ответы на вопросы, касающиеся применения законодательства Российской Федерации о страховых взносах».
Этому праву плательщиков страховых взносов соответствует обязанность органов контроля, определяемая частью 3 пункта 3 статьи 29 рассматриваемого Федерального Закона, в соответствии с которой
«Органы контроля за уплатой страховых взносов обязаны:…
в случае обращения плательщика страховых взносов давать ему разъяснения о порядке уплаты страховых взносов и принятых нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты страховых взносов, правах и обязанностях плательщиков страховых взносов, полномочиях органов контроля за уплатой страховых взносов и их должностных лиц, а также предоставлять плательщикам страховых взносов формы расчетов по начисленным и уплаченным страховым взносам и разъяснять порядок их заполнения.»
В соответствии с пунктом 1 Положения о Минздравсоцразвитии России, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 № 321, Минздравсоцразвития России «является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере… социального страхования, включая уплату страховых взносов».
Читайте также: УСН Доходы с налогом 6 процентов — на что уменьшается налог
Таким образом, если издавать соответствующие разъяснения является правом Минздравсоцразвития России, то предоставлять «письменные ответы на вопросы, касающиеся применения законодательства Российской Федерации о страховых взносах» является его обязанностью, установленной пунктом 1 статьи 28 Федерального Закона «О страховых взносах в Пенсионный Фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный Фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» № 212-ФЗ.
Итоги
Заканчивая статью, хочется отметить, что та озабоченность, которую у плательщиков страховых взносов в условиях существенного обновления данного института вызвало определения возможности Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации издавать «соответствующие разъяснения» как его права, а не обязанности, на самом деле совершенно напрасна. Издавать «при необходимости» «соответствующие разъяснения в порядке, определяемом Правительством РФ» – это действительно право Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации. Точно также как, например, Минфин не обязан издавать выпускаемые им конкретные письма. Выпуск таких документов призван обозначить общую позицию министерства по отдельным вопросам применения законодательства. Обращения же с запросами конкретных плательщиков взносов по конкретным случаям требуют соответствующих разъяснений в обязательном порядке. И вот здесь, «в случае обращения плательщика страховых взносов давать ему разъяснения о порядке уплаты страховых взносов и принятых нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты страховых взносов, правах и обязанностях плательщиков страховых взносов, полномочиях органов контроля за уплатой страховых взносов и их должностных лиц, а также предоставлять плательщикам страховых взносов формы расчетов по начисленным и уплаченным страховым взносам и разъяснять порядок их заполнения» – это уже обязанность органов контроля за уплатой страховых взносов. Данная обязанность существует, она определена Федеральным законодательством и, по всей видимости, будет реализовываться.
Источник: https://buh.ru/articles/documents/14787/