Фото: Photoxpress
Лучших работников принято беречь как зеницу ока. Работодатель не нарадуется: еще бы, сотрудник работает за троих. Однако в некоторых ситуациях такой высокоэффективный работник может оказаться для компании угрозой. В каких именно случаях, «ДП» разбирался вместе с экспертами в области управления персоналом.
В теории менеджмента есть концепция, согласно которой сотрудников делят по принципу «могут» и «хотят». В компании обычно работают четыре типа людей: те, кто могут и хотят (лояльны к компании и получают удовольствие от работы), хотят, но не могут (энтузиасты, которые рады поучиться), не могут и не хотят (обычно не задерживаются в компании) и, наконец, могут, но не хотят. Последний тип — это работник высококвалифицированный и высокоэффективный, все знают, как он может работать, и все видят, что ему это неинтересно. «Это они могут делать до 150% плана, это на них в фирме завязано очень многое. Про таких неопытный руководитель обычно вздыхает: мне некем его заменить, — характеризует четвертый тип работников бизнес–тренер компании Gustav Kaser Training International в России и СНГ Семен Черноножкин. — Это «люди не с нами»: они первые уйдут, когда наступит кризис, и подставят всех. Они уходят с базой клиентов, устраивают саботаж, кладут на стол заявление об уходе прямо перед отпуском в 2 недели и валят, как только наступает кризис. Их надо увольнять в первую очередь».
Какие вакансии будут востребованы в Петербурге летом Работа
Прогулка по головам
«Лучшие сотрудники становятся тормозом для компании тогда, когда их личные цели перестают совпадать с целями организации, — предупреждает генеральный директор HR Solutions Рафаил Алиев. — Либо он перерастает компанию, либо компания переходит на новый виток развития бизнеса и внедряет другие подходы». Обычно потеря лучшего сотрудника как работника происходит незаметно для работодателя. «Сотрудники со временем начинают отклоняться от инструкций: выполняют задачи хорошо, но по–своему. При этом они по большому счету уже работают на себя. Ведь мы не можем отследить, почему у них что–то работает хорошо, не можем перенести успех на других сотрудников. Если они уволятся, компания оказывается в неудобном положении», — делится примером из своей практики Александр Геннеберг, Hr–менеджер .
Руководитель проекта «Крафтика» Виолетта Веленицкая замечает, что поскольку высокоэффективные сотрудники — это самые инициативные люди, то в какой–то момент компания перестает заниматься с ними микроменеджментом, дает им больше свободы, и именно в этот момент может произойти потеря.
Ослабление контроля приводит к тому, что человек создает свой бизнес, нередко вступая в прямую конкуренцию с бывшим работодателем, либо уходит в другую компанию. Риски в этом случае для компании могут быть значительными: материнские технологии, оригинальные продукты, перспективные разработки, экспертиза, бизнес–процесс и даже база поставщиков и клиентов в руках у конкурента — очень опасная история.
Читайте также: Как проверить больничный лист на подлинность? Пошаговая инструкция и рекомендации
Юлия Сахарова, директор по СЗФО HeadHunter, о.
Руководитель программы HR–МВА института МИРБИС Наталья Краснова приводит другой пример, когда сотрудник никуда не уходит, но все равно вредит идет по головам» и начинает быть эффективным за счет того, что мешает эффективности других и резко перестает помогать коллегам. Такое поведение в масштабах компании наносит большой урон».
Может ли глупость принести пользу компании Бизнес
Как мы ищем лучших сотрудников?
Поделиться:
Рынок труда сегодня: стагнация, закрытия предприятий и сокращения.
Грустно? Да.
Но есть и повод для оптимизма – соискателей больше, а значит больше и шансов найти хорошего работника.
О том, как это делаем мы, расскажет наш HR-менеджер Инесса Май.
***
Да, соискателей теперь больше, впрочем, с этим надо быть аккуратным. В кризис многие соискатели снижают требования к вакансии и устраиваются побыстрее лишь бы получить работу. Они «надевают нужную маску» на собеседовании, получают должность, но при первой же возможности покинут компанию ради большего заработка.
Здесь работает правило: «Хорошие сотрудники могут вытащить, плохие — утопить». Поэтому в подборе персонала должна быть четкая система.
Наша схема подбора
Всего в нашей системе 7 этапов (нажмите, чтобы увеличить):
Далее рассмотрим каждый этап в отдельности.
Этап 1. Планирование численности персонала
Отвечаем на вопрос: когда и сколько человек вам необходимы?
Чтобы перед сезоном продаж, к концу сезона или к какому-то конкретному событию у вас не было паники.
Этап 2. Заявка на подбор
Цель — создать запрос на поиск сотрудника от руководителя компании или руководителя отдела.
Этап 3. Описание профиля вакансии
Цель — создать портрет идеального сотрудника на вакантную должность.
Для уточнения профиля вакансии выделяем необходимые качества. Например:
- работа «на входящих»,
- активные продажи,
- проведение презентаций для аудитории в 50 человек и т. п.
Также нужно взглянуть на лучших сотрудников компании: их качества, черты характера и навыки. Все это также можно добавить в описание профиля вакансии.
Помимо этого, необходимы:
- способность к обучению (От этого зависит, сколько времени вы потратите на обучение кандидата. Например, кандидат с 10-летним опытом работы по одной схеме необязательно сможет быстро перестроиться),
- предрасположенность именно к этой работе (Например, ярко выраженный интроверт не сможет продавать),
- желание работать (Опознается по горящим глазам))).
Этап 4. Подготовка процесса отбора
Вначале нужно определиться с методом.
Условно, методы отборы можно отсортировать от простого (по уровню трудозатрат) к достоверному:
- Интервью один на один – классика. Успех сильно зависит от квалификации собеседующего.
- Оценка по высланным заданиям. Объективная оценка с элементами тестов, опросников, домашних заданий, игры.
- Ассессмент (интервью, тесты, деловые игры с 5+ кандидатами с несколькими оценивающими сотрудниками). Дает самую точную оценку в «почти реальной» ситуации.
Навигатор Продаж активно использует именно Ассессменты (подробная схема их проведения ниже).
Этап 5. Поиск кандидатов
Где искать кандидатов?
Пожалуй, лучший вариант – Интернет-сайты HeadHunter.Ru и SuperJob.Ru, на которых регистрируются 70-80% кандидатов (ибо бесплатно).
Читайте также: Прачечная самообслуживания. Франшиза сети прачечных и химчисток «H2О
Все используемые способы поиска здесь:
Соискателей на позицию «Менеджер по продажам» много, но, как показывает практика, подходящих кандидатов на порядок меньше. Чтобы их привлечь, приходится делать объявления максимально «вкусными» и непохожими на другие:
- перечислить все плюсы работы,
- добавить конкретику (оклад, схема ЗП, примеры задач),
- дать информацию о компании: успешное прошлое, амбициозное настоящее,
- рассказать про перспективы роста (например, привести ЗП ведущих сотрудников на той же позиции), стабильность,
- направить на сайт компании (на hh.ru, ссылки запрещены — пишем «подробнее о нас на нашем сайте»),
- создать срочность — указывать дату собеседования («9 августа будет собеседование, а 11 августа вакансия будет закрыта»).
Особое внимание требует оформление вакансии. Что можно сделать: нарисовать красивую картинку, привлечь дизайнера, подключить на hh.ru.
Вот несколько попавшихся под руку неплохих вариантов:
Этап 6. Отбор
Как уже было сказано, Навигатор использует при подборе персонала Ассессмент — многоступенчатый, но интересный отбор:
Цель — создать конкурентную обстановку, в которой соискатель должен показать свои лучшие качества. А компания сможет увидеть, как человек работает в группе.
В начале проводится анкетирование. Косвенная задача — занять человека, пока он ждет начала. При этом вопросы не должны пересекаться или дублироваться с резюме. Вот, например, анкета нашего менеджера Ольги Карнаушенко:
В течение самопрезентации у каждого наблюдателя лежит заранее подготовленный бланк с фамилией кандидатов и с графами для оценки:
Обращаем внимание на то, как человек выглядит, ведет себя и отвечает на вопросы в задании.
Групповая деловая игра — просим участников объединиться в группы по 3-5 человек. Озвучиваем одно и то же задание для всех групп, например:
- описать этапы продаж продукта,
- составить скрипт звонка под конкретный тип клиента,
- придумать каналы продаж и т.д..
Засекаем 10-15 минут и оцениваем, как участники ведут себя в группах:
- предлагают решения,
- отстаивают свою точку зрения,
- берут инициативу,
- проявляют терпение,
- учитывают условия задания,
- продавливает других/не участвует и т д..
Далее, от каждой группы выступает спикер.
После этого наблюдатели удаляются на совещание. И часть соискателей выбывает: их благодарят за участие и отпускают домой. Остальным сообщают о следующем этапе – индивидуальном.
Заранее предупреждаем о задании – например, зайти в библиотеку и выбрать книжку, чтобы затем «продать» ее.
Далее, кандидаты по одному заходят в комнату и показывают, на что они способны. Кстати, они работают «по телефону»- спиной к нам, без зрительного контакта. Во время «продажи», наблюдатели отмечают: по каким этапам продаж прошелся человек, насколько он был настойчивым, уверенным и т. д..
После «продажи» беседуем с кандидатами, задаем вопросы по резюме и анкете, отвечаем на вопросы.
Ну, а на следующий день звоним кандидату с отказом, либо с приглашением на собеседование/стажировку.
Подведу итоги, почему мы выбрали Ассессмент:
- высокая объективность,
- малые затраты времени на одного кандидата,
- можно увидеть кандидатов в сравнении,
- повышается ценность вакансии (кандидаты больше ценят полученную «в бою» работу),
- подтверждается серьезная репутация компании (мало, кто так серьезно относится к отбору).
Этап 7. Испытательный срок
Важные моменты:
- проводим адаптацию нового сотрудника,
- ставим четкие планы,
- создаем систему наставничества с получением обратной связи,
- влюбляем в компанию))
(Этап 8.) Аплодисменты!
Поздравляем коллегу, что он теперь один из нас))
Пишите в комментариях!
Читайте также: Как я получил работу с зарплатой 300 000 долларов в Кремниевой долине
А как подбираете сотрудников вы?
Похожие записи:
- Что ваши менеджеры делают за вашей спиной?
- 4 причины, чтобы работать в Навигаторе и… одна, чтобы не работать
- Не забивайте гвозди микроскопом — о появлении в нашей
Оригинал записи на моем блоге о продажах и управлении.
Звание «Лучший работник торговли Дона»
Звание «Лучший работник торговли Дона» учреждается для повышения престижности профессии и поощрения работников торговли, наиболее отличившихся и внесших значительный вклад в развитие отрасли.
Звание присваивается работникам, имеющим стаж работы в сфере торговли не менее 10 лет, за достижение высоких результатов в труде, внесшим большой личный вклад в развитие сферы торговли, развитие торговой сети, совершенствование форм и методов торговли, подготовку кадров отрасли, работающих в организациях и у индивидуальных предпринимателей, зарегистрированных и осуществляющих деятельность на территории Ростовской области.
С ходатайством о присвоении звания могут выступать:
- органы местного самоуправления муниципальных образований в Ростовской области;
- организации и индивидуальные предприниматели, зарегистрированные и осуществляющие деятельность в сфере торговли на территории Ростовской области, Ассоциация рынков Ростовской области.
К ходатайству прилагаются следующие документы:
- справка-объективка на представляемого к присвоению звания, заверенная подписью руководителя кадрового подразделения организации и печатью либо индивидуальным предпринимателем;
- характеристика представляемого к присвоению звания, раскрывающая его трудовую, общественную и иную деятельность с указанием конкретных заслуг, позволяющая объективно оценить его вклад в развитие отрасли;
- информация о поощрении гражданина в организации и органами местного самоуправления;
- информация об основных финансово-экономических показателях работы организации, индивидуального предпринимателя за последние 3 года, в том числе о: среднесписочной численности; размере среднемесячной заработной платы; наличии (отсутствии) просроченной задолженности по заработной плате; сумме уплаченных налогов; наличии (отсутствии) задолженности по налоговым и иным обязательствам, а также по начисленным, но не уплаченным штрафам и пеням в бюджеты всех уровней и во внебюджетные фонды;
- согласие предприятия о выплате работнику денежного вознаграждения за счет средств предприятия в случае присвоения ему звания.
Звание «Лучший работник торговли Дона» присваивается ежегодно к профессиональному празднику – Дню работника торговли.
Лицам, которым присвоено звание, вручаются нагрудный знак «Лучший работник торговли Дона», диплом «Лучший работник торговли Дона», подписанный Губернатором Ростовской области, и выплачивается денежное вознаграждение в двукратном размере среднемесячной начисленной заработной платы граждан, работающих на предприятиях, в организациях, учреждениях сферы торговли согласно официальным статистическим данным по состоянию на 1 января соответствующего года.