По сути, являясь сочетанием уникальных элементов в виде названия, текста и графики, которые наиболее полно и емко характеризуют продукцию компании, товарный знак – это престижный бренд продукции. Как его правильно зарегистрировать в России в 2020 году?
Российский законодатель предусмотрел регистрацию товарного знака только тому, кто обладает правами на этот продукт собственности и лишь ему гарантируется предоставление государственной защиты. При этом российское законодательство не защищает иностранные товарные знаки, что не прошли процедуру регистрации.
Чем отличается товарный знак от торговой марки
Понятия торговой марки в российском правовом пространстве не существует. Однако часто этим термином ошибочно именуют товарный знак (ТЗ). Недоразумение возникло из-за принятого в европейских странах понятия trade mark ™. Оно может распространяться на широкий ряд объектов интеллектуальной собственности, в то время как товарный знак является фирменным символом и относится к конкретному изображению логотипа.
Гражданский кодекс РФ в главе 76 ч. 4 определяет товарный знак как продукт интеллектуальной собственности, что гарантирует государственную защиту объекта. Он должен отличаться уникальностью, право на его использование принадлежит владельцу. Если регистрацию знака нужно осуществить быстро и на качественном уровне, воспользуйтесь предлагаемой ниже инструкцией.
Следует отметить, что российское законодательство никак не обеспечивает защиту зарубежных ТМ, не имеющих зарегистрированных ТЗ в Российской Федерации.
Также торговой маркой именуется аналог товарного знака в Украине — это вызывает излишнюю путаницу, особенно при заключении контрактов на экспорт или импорт продукции. При этом законодательная база ТЗ в России и ТМ в Украине практически не отличается.
Правила регистрации торговой марки в России
Чтобы разобраться, как зарегистрировать торговую марку, необходимо знать правила, действующие на территории Российской Федерации.
Запрещается регистрировать марку на физических лиц, в отличие от доменных имен. Здесь появляется вопрос, как зарегистрировать имя как торговую марку. Товарные знаки-имена, конечно, существуют, но суть этих случаев в том, что зарегистрированы они на индивидуального предпринимателя или компанию. Отсюда следует, что использовать свое имя в качестве товарного обозначения разрешено. Стоит лишь подумать о том, как будет выглядеть имя или фамилия в виде торговой марки.
Лицам, собирающимся запустить собственный бренд, необходимо ознакомиться со статьей 1483 Гражданского кодекса Российской Федерации, где представлен перечень обозначений, недопустимых к регистрации.
Проверка уникальности
Любой торговый знак должен быть уникальным. Поэтому необходимо проверить, насколько это требование соответствует истине. Обратитесь к реестрам Роспатента для поиска похожих вариантов логотипов. Это можно сделать самостоятельно посредством интернета или с помощью услуг специалистов.
Главное осознать важность проверки, так как некачественный поиск чужого бренда приводит к негативным последствиям. Это может быть выражено в отказе регистрации и финансовых потерях в виде уплаченных пошлин. Вовремя найденные сходства дают возможность внести поправки в дизайн торгового знака.
Помните, что использование общедоступных баз в интернете не является стопроцентной гарантией отсутствия совпадений. Чиновники имеют доступ к большему объему информации, что увеличивает вероятность нахождения похожих логотипов и приводит к проблемам с оригинальностью знака. Обращайтесь к профессионалам, имеющим опыт в области патентной экспертизы.
Классификация товаров
Товарный знак, прошедший процедуру патентирования, представляет собой символ, изменение которого невозможно. Правильно определите классификацию товаров (услуг), имеющих отношение к фирменному стилю, прошедшему регистрацию.
Для выбора классов продукции используется международный классификатор. Это сложный документ, поскольку большое количество наименований может одновременно находиться в разных разделах. В связи с этим поиск приходится осуществлять как по назначению товара, так и по ряду его свойств. Чтобы упростить процесс, предварительно ознакомьтесь с методическими рекомендациями Роспатента.
Документы для подачи заявки
Товарный знак — это интеллектуальная собственность, регистрируемая государством. Для осуществления этой процедуры физические лица предоставляют следующую документацию:
- заявление на регистрацию;
- свидетельство ИП;
- изображение логотипа в восьми экземплярах;
- перечень товаров, относящихся к регистрируемому знаку, на основании международного классификатора (МКТУ);
- квитанции, подтверждающие оплату пошлин.
Для юридических лиц список тот же, но с добавлением устава и свидетельства с кодом ОКПО в виде копии с подписью руководителя компании.
Что нужно для регистрации?
Для этого, необходимо должным образом оформить и подать определенный перечень документов.
Читайте также: Что такое окончательный ликвидационный баланс и какие его разновидности?
Для ИП
Если владелец выступает как ИП, то он должен предоставить:
- заявление владельца товарного знака по поводу его регистрации;
- копию свидетельства предпринимателя или ИП;
- восемь копий изображений товарного знака;
- список товаров, которые относятся к товарному знаку, причем этот список должен быть выполнен с учетом требований международного классификатора или МКТУ;
- документ по уплате пошлины.
Для юрлиц
Что касается перечня для юридических лиц то, он примерно такой же, кроме предоставления копии Устава и кода ОКПО, как документа с подписью руководителя фирмы или компании. Форма подачи документов может быть осуществлена одним из способов:
- либо при персональном обращении в Роспатент;
- или с помощью почты;
- либо онлайн-заявкой;
- или с помощью факса, которое должно сопровождаться передачей оригиналов документов;
- либо с помощью специализированной фирмы, занимающейся услугами помощи в регистрации.
При получении документов и соответствии их с требованиями Роспатента, эта государственная структура сообщит регистрационный номер заявки, а также дату приоритета. Также рекомендуем удобный правовой сервис для бизнеса , где можно узнать свою задолженность по налогам, проверить контрагентов и много другой полезной информации онлайн.
Анализ документов
Роспатент проводит в отношении всех поступающих заявлений экспертизу формального характера — проверяется правильность заполнения и наличие требуемых бумаг. Анализ длится до двух месяцев. При отсутствии замечаний начинают работу по сути.
Проверяют уникальность фирменного знака и выявляют соответствие классам товаров, указанным в заявке. На это может уйти до 1,5 лет. На данном этапе идет активная переписка с заявителем по поводу уточнений. Если претензий со стороны Роспатента не возникает, принимается положительное решение по поводу регистрации представленного товарного знака.
Сертификат
После получения уведомления о регистрации оплачивают пошлину и предоставляют квитанцию в Роспатент. Выдача сертификата осуществляется в течение двух месяцев с даты оплаты. Этот срок отводится для внесения записи о зарегистрированном ТЗ в государственный реестр, что сопровождается публикацией в бюллетене «Товарные знаки».
С этого момента владелец логотипа становится обладателем исключительных прав на него, а это позволяет контролировать использование данной интеллектуальной собственности другими лицами. При обнаружении таких фактов владелец на законных основаниях сможет потребовать возмещение убытков. Кстати, свидетельство о регистрации нужно подтверждать раз в 10 лет.
Товарный знак является собственностью, что предполагает конкретную стоимость, отражаемую на балансе компании в виде нематериального актива. Права на такой знак могут не только продаваться, но и передаваться на различных условиях.
Почему необходима регистрация
Для получения прав на размещение товарного знака недостаточно его просто придумать. Его еще нужно зарегистрировать. Но утверждение знака требует денежных затрат. Поэтому у многих появляется вопрос, а нужно ли вообще проходить эту процедуру. Если знак не зарегистрирован, его могут использовать конкуренты.
Если они его еще и зарегистрируют, то могут подать в суд за использование их знака. Тогда придется отказаться от размещения знака и еще и заплатить за якобы причиненный вред. После регистрации обладатель получает защиту от размещения знака другими фирмами. Кроме того знак можно потом и продать. Т.е. он сам становится ценностью, на которой можно заработать.
Компания, зарегистрировавшая товарный знак, может делать с ним следующее:
- Печатать на упаковке и этикетках.
- Печатать на фирменной документации.
- Использовать в продвижении.
- Размещать в сети.
Стоимость регистрации
С тем, как зарегистрировать товарный знак в России самостоятельно мы разобрались, теперь конкретизируем информацию относительно расходов по получению сертификата:
- проверка документов — 2 700 руб.;
- экспертиза одного класса товаров — 11 500 руб.;
- дополнительные классы по отдельности — 2 050 руб.;
- внесение поправок в предоставляемые документы — 4 900 руб.;
- подача запрашиваемых материалов после истечения отведенных сроков — 8100 руб.;
- возможность игнорирования запроса Роспатента в течение одного месяца — 850 руб.;
- выдача сертификата — 16 200 руб.
Отталкиваясь от предложенных расценок, можно выяснить, что минимальные расходы по регистрации товарного знака составляют 30 000 руб., если предполагается один класс по МКТУ. В случае ошибок траты компании будут увеличиваться на 5 000 руб. за каждый недочет, а обжалование отказа обойдется в 13 500 руб.
Если вы не уверены в собственных возможностях, воспользуйтесь услугами специализированной компании для оформления товарного знака, это обойдется в среднем в 20 тыс. руб. Сотрудники фирмы возьмут на себя переговорный процесс с Роспатентом, что не только сэкономит время, но и сократит денежные расходы за счет минимизации количества ошибок.
Читайте также: Реквизиты для уплаты ндфл в 2020 году для физических лиц
Существует быстрый способ регистрации, проводимый в рамках международной процедуры в соответствии с Мадридским соглашением. Стоимость сертификата выше, но на его оформление понадобится от 6 до 12 месяцев, а действие документа распространяется на несколько десятков стран.
Процедура регистрации товарного знака
Процедура регистрации торговой марки состоит из следующих этапов:
- Предварительное исследование знака.
- Оплата госпошлины.
- Подача заявки.
- Экспертиза.
- Получение ответа. Если разрешение получено, требуется оплатить госпошлину за регистрацию товарного знака и получение свидетельства.
- Выдача свидетельства. В течение 2 месяцев символ будет вписан в государственный реестр под собственным номером, а его обладателю будет отправлено свидетельство.
Процедура утверждения небыстрая, она длится год, а то и больше. Договор товарного знака актуален 10 лет. Его разрешено продлять сколько угодно раз на этот же срок. Для этого подается заявление и оплачивается госпошлина. Продление знака целесообразно, если он стал узнаваемым.
Проверяем товарный знак на уникальность
Т.к. символов утверждено уже много и постоянно подаются новые заявки, придумать уникальное изображение непросто. Перед подачей заявки целесообразно провести патентный
поиск на сходство с уже имеющимися символами. Делать это необязательно, но так можно сэкономить на госпошлине, которая не возвращается в случае отказа в утверждении.
Есть 2 типа такой проверки:
- Быстрый поиск. Он проводится 1-2 дня среди утвержденных знаков и международных символов, действующих на территории РФ. Проверка осуществляется среди только словесных символов.
- Полный поиск. Он осуществляется как среди утвержденных, так и среди только отправленных на регистрацию символов.
Документы для регистрации товарного знака
Документы, требующиеся для регистрации:
- Заявка.
- Доказательство оплаты госпошлины.
- Заявляемый символ.
- Доверенность на имя представителя, если заявка подается не лично.
Заявка на регистрацию товарного знака, что нужно указать, образец
Что необходимо указать в заявке на регистрацию товарного знака:
- Сведения о заявителе или его представителе.
- Изображение заявляемого символа. Символ защищается в том виде, в котором он утвержден. На регистрацию нужно подавать те знаки, которые планируется размещать. Не нужно вмещать в одну заявку все символы.
- Подробное описание знака. От описания зависит последующая защита знака.
- Товары и услуги, для которых будет применяться символ. Товары и услуги имеют разделение на классы. Чтобы утвердить товарный знак, требуется установить его класс. Классов может быть и несколько. Необходимо, чтобы они были определены в соответствии с текущей классификацией, которую можно посмотреть на сайте ФГБУ «ФИПС».
При подаче заявки устанавливается приоритет товарного знака. Он определяет дату, с которой появляется право на знак, если его одобрят.
Бланк заявки можно посмотреть на сайте ФГБУ «ФИПС» или .
Куда подавать завление, способы подачи
Утверждение товарных знаков совершается Роспатентом. Заявку можно подать в Роспатент лично или через патентного поверенного.
Экспертиза
Экспертиза выявляет ограничения для утверждения знака. Она состоит из следующих шагов:
- Формальная экспертиза. Подразумевает проверку документов, оплаты госпошлины.
- Экспертиза по существу. Проверка возможности защиты самого символа.
Госпошлина
За формальную экспертизу нужно заплатить 2700 рублей. Если в бумаги нужно будет внести изменения, надо доплатить 4900 рублей. Госпошлина за экспертизу по существу составляет 11 500 рублей за 1 класс. За каждый последующий класс добавляется 2050 рублей. За утверждение символа и выдачу свидетельства платится 16 200 рублей. За продление срока действия знака госпошлина будет 20 250 рублей.
Получаем свидетельство об утверждении товарного знака
Право на товарный знак подтверждается специальным свидетельством,
.