Введение
Малый бизнес России — вопрос не мелкий.
Нельзя давать «малышей» в обиду. [1]
Актуальность темы исследованияобусловлена, прежде всего, социально-экономическими задачами, которые возлагаются на малое предпринимательство: благополучие современного государства в целом зависит от уровня развития малого бизнеса, его значимости для подавляющего числа экономически активного населения, его вклада в бюджетную систему страны.
Нужно отметить, что малое предпринимательство выполняет основные функции, присущие предпринимательской деятельности вообще. И при этом, хотя «лицо» любого развитого государства составляют крупные корпорации, а наличие мощной экономической силы — крупного капитала в значительной мере определяет уровень научно-технического и производственного потенциала, подлинной основой жизни стран с рыночной системой хозяйствования являются малые предприятия как наиболее массовая, динамичная и гибкая форма деловой жизни. Именно в секторе малого предпринимательства создается и циркулирует основная масса национальных ресурсов, которые являются питательной средой для среднего и крупного бизнеса. Как показывает опыт развитых стран, малое и среднее предпринимательство играют весьма важную роль в экономике, их развитие влияет на экономический рост, на ускорение научно-технического прогресса, на насыщение рынка товарами необходимого качества, на создание дополнительных рабочих мест, т.е. эти виды предпринимательства решают многие актуальные экономические, социальные и другие проблемы. Во всех экономически развитых странах государство оказывает большую поддержку малому предпринимательству.
Но, несмотря на активную политику нашего государства, направленную на развитие малого бизнеса в России, малое предпринимательство в нашей стране продолжает испытывать серьезные трудности: несовершенство законодательной базы, регулирующей деятельность малых предприятий; отсутствие развитой системы поддержки малого бизнеса на всех уровнях; недостаточность собственных финансовых средств и чрезвычайная усложненность порядка получения кредитов, высокое бремя налогов и др.
Теоретические основы предпринимательства были заложены и исследовались в трудах А. Смита, К. Маркса, Р. Кантильона, Ж.Б. Сэя, А. Маршалла, Й. Шумпетера, П. Друкера, Л. Мизеса и др.
Проблемы современного теоретического, методологического и практического характера связаны с работами целого ряда ученых России, в том числе в трудах А.В. Бусыгина, Г.Б. Блинова, Г.В. Горланова, Б.К. Злобина, Г.Б. Клейнера, Ю.М. Осипова, П.Д. Половинкина, В.В. Радаева, В.А. Рубе, В.Е. Савченко, Ю.В. Таранухи, В.Ю. Фадеева, Ф.И. Шамхалова, А.А. Шулуса, В.М. Якволева и др. Отдельные вопросы развития малого бизнеса в России в современный период подробно рассматриваются в работах В.Н. Архангельского, А.В. Громова, И.Б. Захарова, В.И. Кушлина, С.Н. Лобанова, Е.В. Омельченко, А.Н. Фоломьева, В.И. Чалова, Г.И. Шепеленко и др.
На основе этих и других работ, в рамках теоретической части курсовой работы, я бы хотела рассмотреть несколько вопросов:
раскрыть сущность малого бизнеса;
заглянуть в историю развития малого бизнеса в России;
дать экономическую характеристику малому бизнесу;
выделить особенности развития малого предпринимательства в современной России;
охарактеризовать основные проблемы малого предпринимательства в нашей стране;
рассмотреть перспективы развития малого бизнеса.
А вот в рамках практической части я бы хотела рассмотреть развитии сетевого маркетинга в России. Эта тема заинтересовала меня, так как в настоящее время в России работают сотни сетевых компаний, а количество людей, занятых в сетевом маркетинге, исчисляется миллионами. Но, тем не менее, многие имеют довольно расплывчатое представление о том, что же из себя представляет сетевой маркетинг. В практической части я постараюсь дать ответ на этот вопрос. А также выяснить, можно ли отнести сетевой маркетинг к малому бизнесу, и почему данный вид предпринимательской деятельности имеет столь незавидную репутацию. И в завершении рассмотрим истории самых успешных сетевых компаний и людей, добившихся успеха в сетевом маркетинге.
Авто-тюнинг, светящийся в темноте
Авто-тюнинг, светящийся в темноте, – это бизнес идеи с минимальными вложениями. Можно делать тюнинг дисков при помощи люминесцентных красок, которые красиво смотрятся в темноте. Для работы потребуется:
- Малярный скотч;
- Растворители;
- Краскопульт;
- Люминесцентная краска;
- Канцелярский нож;
- Резиновые перчатки.
Без аренды гаража затратить придется 25-30 тысяч рублей на первый этап, т.е. это бизнес с минимальными вложениями. Если считать по минимуму, то за покраску одного автомобильного диска можно получить больше тысячи рублей. Из них около 30% — чистая прибыль. Вы обслуживаете десять авто и полностью окупаете свои первоначальные контакты. Искать клиентов можно на досках виртуальных объявлений, социальных группах, газетах с рекламными объявлениями, на таких площадках, как «Авито».
Внутренние проблемы малого и среднего бизнеса в России
Деньги
Получение денег становится все более сложной задачей. В начале пути необходим начальный капитал, обычно им являются накопления. Если использовать их с умом, то можно стать успешным, но понадобится инновационная идея, грамотное планирование и постоянное совершенствование продукции и услуг.
Даже если вы не стеснены в средствах, может оказаться, что вашим клиентам нечем оплачивать покупки, возвращать долги и оплачивать счета.
Планирование
Точнее, его отсутствие. Объяснить неумение составлять план действий и следовать ему можно недостаточностью знаний в сфере бизнеса, которая приводит к непредвиденным расходам на решение возникающих проблем и может стать причиной банкротства.
Читайте также: Как открыть кафе быстрого питания с нуля – что для этого нужно
Даже при наличии разработанного плана необходим периодический его пересмотр и корректировка в соответствии с изменяющимися рыночными условиями.
Руководство
Часто руководитель организации выполняет функции рядового менеджера в ущерб своим прямым обязанностям. Чтобы успешно руководить предприятием, нужно правильно подобрать персонал. В таком случае на сотрудников можно переложить часть обязанностей руководителя.
Значительные расходы на сопровождение бизнеса
Каждый день приходится тратиться то на ремонт компьютера, принтера, то на адаптацию оборудования к условиям производства. Рекламу компании, погрузку мебели, труд уборщиков тоже приходится оплачивать.
Подобные расходы не очень большие или вовсе разовые. Но их большое количество, к тому же, время от времени они повторяются. Хорошо бы справляться со всем одному, но для этого нужен талант и не дюжие способности.
Завязка на контрагентах
Предоставляя услуги через контрагентов, можно заметить такую тенденцию: 95 % ушедших от вас клиентов приняли это решение именно из-за посредников.
Вы можете предпринять попытку объяснить разочарованному потребителю, что вашей вины в задержке рейса нет, и спрашивать нужно с авиакомпании. Или, к примеру, что несвоевременная доставка подарка – следствие нежелания организации «Праздник-праздник» сотрудничать с вами.
Клиенту не важно, кто в этой ситуации прав, он уже не вернется. А вот с вам все равно придется работать, поскольку в городе функционируют всего три подобные компании, и у всех сервис не на высшем уровне.
Проблемы с автоматизацией
У многих предприятий не автоматизированы на должном уровне учетные операции. Здесь мы имеем ввиду не бухучет, а учет движения сырья, процессов производства и т.п.
Что теряет при этом компания? При ведении документации в бумажном виде невозможно формирование валидных отчетов, наглядно представляющих текущее положение дел фирмы. Использование Excel и других программ позволяет делать такие отчеты очень быстро.
Автоматизация документооборота – простое решение одной из основных проблем малого бизнеса. Благодаря ей руководство всегда будет в курсе текущих дел, и у него будут все нужные для эффективного управления сведения.
Хоть ведение собственного бизнеса и имеет много недостатков, не стоит пугаться начать свое дело.
Через все вышеперечисленные трудности прошли многие предприниматели, чей бизнес в настоящее время процветает.
Вас также может заинтересовать: Как составить контент-план: пошаговая инструкция
Продажа натурального травяного чая
Идея отлично подходит для тех, кто живет в деревне и может собирать травы, засушивая и ферментируя их для продажи. Мелкий производитель вызывает доверие у покупателей, ведь он предлагает натуральный природный товар, собранный вручную.
Собирать растения надо в местах, которые далеки от промышленных центров. Это может быть шалфей, зверобой, иван-чай, дикая мята, облепиха, солодка, липовый цвет, одуванчик, дикий шиповник, малина, ежевика, брусника. В сбор идут листья, цветы, рыльца, семена растений.
Читайте также: Как быстро заработать 100 рублей прямо сейчас без вложений?
Основные денежные затраты – это приобретение аппарата для сушки и ферментации трав. Можно приобрести бюджетную сушилку примерно за 11-15 тысяч рублей. Позаботиться надо и о красивой упаковке чая. Вы можете обратиться в типографию и попросить напечатать упаковку или же сделать ее своими руками.
Например, изготовить упаковку из холщовой ткани с вышивкой. На выходе получается продукт, выполненный в модной этно-стилистике. Искать покупателей можно на рекламных площадках. Принесет эффект и создание группы в социальных сетях.
Изготовление мебели из ротанга
Изготовление мебели из ротанга – это бизнес с минимальными затратами, доступный тем, кто умеет делать красивые вещи своими руками. Такой вид бизнеса обладает высокой рентабельностью. Популярностью пользуются:
- Кресла;
- Диваны;
- Тумбочки;
- Подвесные кресла;
- Кровати;
- Шкафы;
- Модульная мебель;
- Корпусная мебель;
- Кресла-качалки.
В России ротанг стоит дорого и его дешевым аналогом, не отличающимся от натуральной древесины, считается полиротанг. На начальном этапе работы плести мебель можно вручную.
После того, как ваш бизнес разовьется, стоит задуматься о приобретении аппарата для плетения и закупке партии расходных материалов. В среднем за один килограмм полиротанга вам потребуется 160-180 рублей. Лучше договориться и брать материал у оптовиков. На создание небольшого кресла для дачи или дома уходит 5-6 килограммов полиротанга. Продать такое кресло вы можете за 15-20 тысяч рублей.
Затраты на первый месяц составляют 30-50 тысяч рублей на материалы и примерно 10-15 тысяч рублей на инструменты. Также потратиться надо на аренду помещения, если вам негде плести мебель. Искать клиентов можно в социальных группах или на рекламных площадках. Кстати, можно расширять свой бизнес и предлагать не только мебель из полиротанга, но и разнообразные аксессуары для домашнего декора.
Разведение раков
Следующий вид бизнеса – это разведение раков. На праздник, семейный ужин, да и просто так, под стакан холодного пива, любят покупать это лакомство. Разведение раков не затратно, а вот прибыль они приносят предпринимателю большую. Бизнес идея с минимальными вложениями, но она требует определенных усилий. Статистика показывает то, что при вложении 100 тысяч рублей свои первые полмиллиона предприниматель может заработать за полтора года. Да, метод с медленным стартом, но он эффективный.
Городским жителям разводить членистоногих не получится, а вот жители сельской местности могут создать искусственный пруд и начать разведение. После создания водоема надо купить особей и заселить их. На первоначальном этапе достаточно закупить 80 раков обоих полов. Самка откладывает за сезон около сотни яиц. За год-полтора у вас уже будет довольно большое поголовье.
Продавать раков можно в магазины, пабы, сауны, рестораны. Отлично, если вы сделаете паблик в ВК и будете рекламировать свой бизнес через сети. Стоимость раков зависит от размера и может достигать 1,5 тысяч рублей за килограмм.
Изготовление садовых фигурок
Бизнес по изготовлению садовых фигурок — сезонный, но при этом он довольно доходный. Закупать садовые фигурки могут владельцы дач, частных домов, коттеджей. Начальные вложения составляют порядка 70-90 тысяч рублей. Делать фигурки можно не только из гипса, но и из пластика или полистоуна, которые обладают хорошей вязкостью.
Нужны будут формы для создания фигурок, раствор, краски. Формы лучше покупать силиконовые, так как они стоят не более 500-700 рублей. Лучше закупать их оптом в специализированных магазинах, где вам предложат хорошую скидку.
Себестоимость одной садовой фигурки при ее реализации составляет около 300-600 рублей. Продать готовую фигурку можно по цене от 1 до 2 тысяч рублей за единицу в зависимости от размера. Чем интересней дизайн и больше размер, тем дороже будет стоить садовая фигура.
Бесплатная консультация по налогам
Создание и продажа ростовых цветов
Следующий вид бизнеса с минимальными вложениями – это создание ростовых цветов, которые пользуются популярностью. Такие цветы используются в декоре, дизайне интерьера.
Реализовывать ростовые цветы можно через паблики, группы в социальных сетях или рекламные площадки, такие как «Авито», «Моя реклама». В среднем один ростовой цветок стоит 2-7 тысячи рублей. При постоянном потоке клиентов надо создать свой сайт, на котором можно реализовывать не только ростовые растения, но и другие аксессуары для дома.
Для начала работы потребуется шесть рулонов разноцветной гофрированной бумаги ценой около 500 рублей, два-три метра металлопластиковых труб за 250-300 рублей, клеевой пистолет, ножницы и дополнительные аксессуары для декора. На создание одного экземпляра уходит два с половиной часа времени и продать вы его можете за 3 тысячи рублей.
Еще дороже можно реализовать креативные ростовые цветы. Например, есть такой вид бизнеса, как продажа ростовых цветов со светодиодным освещением. При этом делать вы можете своими руками огромные подсолнухи, розы, пионы, гиацинты, ромашки, украшенные стразами, лентами, искусственными камнями.