Организация военного учета
Основными документами, регламентирующими осуществление воинского учета являются закон «О воинской обязанности и военной службе» от 28.03.1998 № 53-ФЗ, Положение о воинском учете от 27.11.2006 № 719.
Цель учета:
- В мирное время — обеспечение выполнения своего долга каждым военнообязанным, полноценное наполнение армии, препятствие незаконному уклонению от службы.
- В военный период – своевременная мобилизация военнообязанных лиц, обеспечение трудовых ресурсов.
Формируется трудовой ресурс из военнообязанных граждан, попавших под категорию «В». В военное время их призывают в армию, но не отправляют в места боевых действий, оставляют в структурах для выполнения определенных функций.
Чтобы механизм работал, государство должно обладать актуальной информацией, владеть ситуацией. С этой целью военные комиссариаты ведут с помощью организаций учет всех потенциальных призывников в возрасте 17-27 лет, военнообязанных в запасе в таком же возрасте, офицеров в отставке, др.
Читайте также: Производство металлочерепицы: основы технологии и применяемые материалы
Законом предусмотрено, что каждый юноша нашей страны обязан явиться в военкомат для прохождения медицинской комиссии, с целью постановки на первичный учет, присвоения категории годности, когда ему исполнится 17 лет. Первоначальный учет осуществляется в период с 1 января по 31 марта. Явиться в военкомат следует всем лицам, получившим повестку, даже если 17 лет еще не исполнилось, но будет в текущем году.
За функционирование механизма воинского учета отвечают крупные ведомства, органы местной власти, организации. Если потенциальный призывник официально работает, учится в организации, учет должны осуществлять сотрудники, согласно общепринятым правилам.
Спорный момент
Не совсем понятно, как комиссия, разрешающая вопросы, связанные с ограниченно годными и негодными лицами, может принимать в отношении них решения. По положениям 22 статьи (п. 1) ФЗ № 53, призыву подлежат субъекты, обязанные состоять или состоящие на учете. Соответственно, остальные лица не призываются на службу, а комиссия, в свою очередь, не может вынести в отношении них никакого решения. Между тем необходимо сказать, что один субъект может признаваться негодным 31 марта, а 1 апреля уже быть поставленным на учет в рамках тех или иных мероприятий.
Ведение воинского учета – с чего начать?
Каждая организация должна обладать информацией обо всех мужчинах призывного возраста, военнослужащих с категорией «В», офицеров, уволенных в запас, лиц, которые прошли альтернативную службу либо имеют отсрочку по уважительным причинам. А также женщин с военными специальностями. Правила ведения, порядок воинского учета установлен в Методических рекомендациях по ведению воинского учета в организациях, утвержденных Генштабом ВС РФ 11.04.2008.
Организация собирает актуальные данные по каждому военнообязанному сотруднику. Занимается этим отдельный сотрудник либо группа лиц, в зависимости от количества работников в структуре. При общей численности в 1500 чел. Обязанности возлагают на одного специалиста, по совместительству, отдельно должность не выделяется. При количестве работников более 1500 чел. Создается специальное структурное подразделение, занимается учетом несколько сотрудников. Кандидатуры согласовываются в военкомате. Туда же отправляются копии приказов о назначении, увольнении должностного лица.
Инструкция по ведению воинского учета
Перечень обязанностей, полномочий работников, которые должны вести воинский учет указывается в их должностной инструкции. Там же содержится информация, какими знаниями должен обладать сотрудник, чем руководствоваться в своей работе, как осуществлять сбор, анализ, систематизацию данных, какие предъявляются наказания за нарушения, допущенные в работе.
По каждому призывнику в специальной карточке указывается следующая информация:
- ФИО;
- Паспортные данные;
- Место прописки, жительства;
- Образование;
- Должность;
- Семейное положение;
- Категория годности;
- Антропометрические данные;
- Причины отсрочки от военной службы;
- Данные о прохождении альтернативной службы, посещении военных сборов;
- Наличие военных, гражданских специальностей;
- Владение иностранными языками;
- Спортивный разряд, уровень физической подготовки;
- Судимость;
- Бронирование гражданина на случай военных действий.
Информация фиксируется в установленном порядке.
Обязанности призывников
Они предусматриваются 10 статьей ФЗ № 53. В соответствии с нормой, призывники должны:
- Состоять на учете по месту проживания/пребывания в комиссариате.
- Явиться по повестке или вызову соответствующего уполномоченного органа.
- В двухнедельный период сообщить в комиссариат или иную ответственную структуру об изменении своего семейного положения, места осуществления профессиональной деятельности или должности, образования, о переезде на новый адрес в пределах МО.
- Явиться в течение 14 дней в уполномоченный орган для постановки на учет, снятия с него, внесения в выданные ранее документы изменений. Это предписание действует в отношении лиц, переехавших на новое место проживания/пребывания, расположенное за пределами муниципалитета, в котором находится зарегистрировавший их комиссариат, на срок больше трех мес., или выезжающих/въезжающих из/в РФ более чем на полгода.
- Бережно относиться к документам, выданным в связи с постановкой на воинский учет. При их утрате в течение двух недель лицо сообщает об этом в комиссариат или соответствующую уполномоченную структуру для решения вопроса о получении дубликатов.
Методические рекомендации по ведению воинского учета в 2020 году
Для корректного ведения учета организация составляет план действий сотрудников на год, согласовывает его с военкоматом.
Основными документами для сбора информации относительно каждого сотрудника являются:
- Приписное свидетельство для потенциальных призывников;
- Военный билет для лиц в запасе.
Эти документы должны обязательно предоставляться вместе во время приема сотрудника на работу. Уполномоченный сотрудник проверяет, чтобы в них не было неточностей, повреждений, вырванных листов, прочих изъянов. Далее, по каждому работнику заводится карточка установленного образца, куда фиксируется вся актуальная информация – семейное положение, образование, занимаемая должность, прописка, др. Вся информация хранится в общей базе, е видят сотрудники военкомата.
Повестка в данном случае приходит уполномоченному сотруднику, он выдает ее под расписку адресанту. В дальнейшем обязан проследить за тем, чтобы призывник явился в военкомат в назначенное время. Если принимают на работу женщину с военной специальностью, ее изначально отправляют в военкомат для постановки на первичный учет. Это же касается юношей, достигших 17 лет.
Читайте также: Дропшиппинг или как заработать 1 миллион рублей на online продажах
Важной функцией специалистов, ведущих воинский учет в организации, является закрепление за каждым военнообязанным должности на время военных действий. То есть, кто и что будет выполнять в случае войны. Узнать о такой возможности бронировать места можно в военкомате. Обычно, это стратегически важные предприятия, влияющие на жизнедеятельность всего населения страны.
Уполномоченный специалист ведет специальный журнал проверок, по которому он сверяет данные с теми, которые имеются в военкомате. Обо всех изменениях сотрудник должен уведомить военкомат, отправив им копии приказов.
Документы, которые должны быть в организации
Уполномоченный сотрудник должен иметь следующую документацию:
- Приказ об организации воинского учета граждан.
- План работы.
- Картотеку личных карточек формы № Т-2 и № Т-2 ГС (МС) на граждан из числа призывников, лиц, пребывающих в запасе.
- Журнал проверок.
- Расписки в приеме от граждан документов воинского учета.
- Служебное делопроизводство.
- Другие документы в соответствии с требованиями.
- Справочную информацию по воинскому учету, мобилизационной подготовке, мобилизации.
Некоторая информация в военкомат передается в электронной форме в четко установленные сроки.
Деятельность органов
Воинский учет – это юридически значимая процедура. Она предполагает совершение определенных, законодательно закрепленных, действий. В качестве основания для выполнения установленных процедур выступает решение, принимаемое органов, осуществляющим воинский учет. Возраст первичных призывников, как выше было сказано, 17 лет. Для регистрации лицо проходит медосмотр. По его результатам выносится решение о:
- Внесении на рассмотрение комиссии вопроса, связанного с освобождением от исполнения обязанности, установленной в ФЗ № 53. В качестве причины для такого действия выступает признание негодности к службе.
- Внесении на рассмотрение вопроса о зачислении субъекта в запас. Это решение связано с признанием лица ограниченно годным.
- Постановке на воинский учет граждан, подлежащих первоначальной регистрации.
Ответственность за нарушение правил – штрафы в 2020 году
Ведение воинского учета – обязанность каждой организации, за несоблюдение этого требования наступает административная ответственность в виде штрафов.
Нарушениями считаются:
- Непредставление сведений о потенциальных призывниках в установленные сроки;
- Неоказание содействия в явке сотрудника по повестке в военкомат;
- Намеренное либо непреднамеренное скрытие информации об актуальных данных, в особенности, переезде работника, снятии с места регистрации.
Нарушения работодателей зачастую связаны с незначительными штрафными санкциями. Единственной нормой является ст. 21.4 коап РФ. За непредставление сведений о принятии на работу, увольнение призывника, военнообязанных лиц в запасе на руководство организации налагается штраф 300-1000 руб. По этой причине организации не ведут военный учет либо делают это частично.
Однако, если военкомат направит запрос в организацию о предоставлении актуальных сведений, требование относительно ведения военного учета, все это будет проигнорировано, руководство облагается штрафами уже значительными.
- 2000 – 4000 руб. На специалиста, за неправильное, неполноценное ведение учета;
- 3000 – 5000 руб. На компанию и по 300-500 руб. На должностных лиц – руководство;
- 10 000 – 20 000 руб. На организацию, по 1000-2000 руб. На должностных лиц за невыполнение предписаний военного комиссариата, отсутствие воинского учета на предприятии.
За непредставление актуальной информации, не направление учащихся 10-11 классов, достигших 17 лет в военкомат, облагаются штрафом учебные заведения. Размер взыскания 300 – 1000 руб.
Цели и задачи ВУ
Воинский учет направлен на:
- Обеспечение выполнения лицами предусмотренных федеральными законодательствами обязанностей.
- Определение качественного и количественного состава мобилизационных и призывных ресурсов с целью их эффективного использования при обороне страны.
- Проведение плановых мероприятий по подготовке необходимых специалистов из числа лиц, находящихся в запасе, для выполнения работ, связанных с переводом ВС, войск, формирований, органов ВР, ФСБ и пр. с мирного времени на военное и последующего доукомплектования.
Пошаговая инструкция
Принципы ведения воинского учета в организации, на предприятии, регламентируются несколькими нормативно-правовыми документами:
- Федеральный закон № 31-ФЗ от 26.02.1997 «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации» (ст. 9 «Обязанности организаций»);
- Федеральный закон № 61-ФЗ от 31.05.1996 «Об обороне» (ст. 8 «Функции организаций и обязанности их должностных лиц в области обороны»);
- Положение о воинском учете, утвержденное Постановлением Правительства РФ № 719 от 27.11.2006.
Ответственность за ведение военного учета возлагается на руководителя. Он имеет право назначать специалистов, который будут выполнять работу. Минимальное количество уполномоченных лиц определяется общим числом работников. До 1500 чел. – 1 сотрудник либо специалист выполняет обязанности по совместительству, от 3000 чел. И более формируется структурное подразделение с двумя, тремя специалистами.
Читайте также: Временный договор найма работника без уплаты налогов
Приказ о назначении уполномоченных лиц направляется в военкомат, согласовывается с ними. В дальнейшем предоставляется план действий относительно адекватного учета потенциальных призывников, военнослужащих в запасе.
Документы
Осуществляется проверка документов на подлинность, фиксируются все необходимые данные. Карточки заводятся на всех мужчин в возрасте от 17 до 27 лет, являющимися потенциальными призывниками либо военнослужащими в запасе. Не ведут учет лиц, которые имеют категорию годности «Д», женщины, не имеющих военных специальностей.
Информацию заносят соответствующим образом. В дальнейшем необходимо поддерживать актуальность данных, проводить разъяснительную работу среди сотрудников относительно службы в армии, изменениях, ответственности за уклонение.
Передача информации в военкомат
Когда все карточки составлены, информацию необходимо передать в военный комиссариат. В дальнейшем необходимо плотно сотрудничать с военными, предоставлять своевременно информацию о назначении, увольнении сотрудников, смене места жительства, переводе на иную должность, семейное положение, др. Также следует сообщать о сотрудниках, которые намеренно уклоняются от несения службы. За скрытие информации предусмотрен штраф.
Сдача отчетности
Для получения образцов документов, инструкции по их заполнению необходимо обратиться в военкомат. Там же получают сведения о сроках сдачи отчетов. Каждый месяц уполномоченный специалист должен отправлять информацию в военкомат об уволенных, новых зачисленных сотрудниках. 1 раз в год подают информацию о лицах, которым в следующем году исполнится 17 лет. Существует электронный вариант отчетности, специальные программы ведения воинского учета. Об использовании программного обеспечения принимает решение руководство.
Коллизия норм
В соответствии с приведенной выше информацией, лица, которые будут признаны негодными или ограниченно годными к службе, не должны ставиться на воинский учет. Однако п. 34 указанного в начале статьи Положения противоречит требованиям ФЗ № 53. Этот акт наделяет комиссию полномочиями по постановке на учет лиц, которые признаны ограниченно годными либо негодными к службе. В данном случае имеет место коллизия норм. По общему правилу, в такой ситуации применению подлежит та, которая предусматривается в более высоком в иерархии актом. Соответственно, п. 34 Положения в указанных случаях не действует.
Обязательный или нет учет?
Закон обязывает вести отчетность относительно призывников, военнослужащих в запасе каждое предприятие, организацию, учреждение. Контролировать выполнение обязанностей должны уполномоченные органы, военкоматы, местная власть, государственные ведомства. Не все структуры воспринимают обязанность, как должное, не считают нужным контролировать призывников, но это не значит, что так можно делать. Такие учреждения облагаются штрафом, при регулярном нарушении закона о военной деятельности, должностные лица могут лишиться возможности занимать высокие посты в течение 3 лет и более.
Пояснения
Согласно Правилам постановки и снятия с учета граждан по адресу проживания/нахождения, местом пребывания может являться санаторий, дом отдыха, гостиница, туристическая база, больница, прочее аналогичное помещение, в котором субъект не живет постоянно. Лица, которые прибыли на территорию более чем на 90 дн. для временного нахождения, должны обратиться в уполномоченные органы для регистрации. При этом субъекты на снимаются с учета по месту их постоянного проживания. Регистрация производится в течение трех дней. В качестве места проживания выступает адрес, где лицо преимущественно или постоянно живет как собственник, наниматель помещения или в ином статусе, предусмотренном законом. Это может быть дом, квартира (служебная в том числе), гостиница, общежитие и пр. Лицо, изменившее место проживания, должен не позднее семи дней с даты прибытия по новому адресу явиться в орган, осуществляющий регистрацию. Постановка на учет осуществляется путем проставления соответствующей отметки в паспорте. Лица могут регистрироваться только в одном помещении по месту проживания. Гражданин, покидающий пределы страны, должен сдать в комиссариат удостоверение субъекта, подлежащего призыву. Оно приобщается к делу. При достижении гражданином, пребывающим за пределами страны, 27 лет оно уничтожается.
В законодательстве установлена ответственность за умышленное уничтожение либо порчу документа, выданного комиссариатом. Санкции устанавливаются и за небрежное его хранение, если оно повлекло его утрату. В соответствии с КоАП, субъект привлекается к административной ответственности. Наказание вменяется в виде предупреждения или денежного взыскания. Данные санкции устанавливает ст. 21.7 КоАП.
Отзывы
Дорогие читатели, вы можете оставить свой отзыв о воинском учете в организации — ниже в комментариях, ваше мнение будет полезно другим пользователям сайта!
Игорь
В нашей стране много чего должны, но не все выполняют. Я работаю уже 4 года на разных предприятиях, ни о каком учете не слышал, в военкомат меня не сдают и их штрафами не облагают. Нет заинтересованности руководителей, а санкции незначительные. К тому же, это дополнительные расходы на содержание специалистов, а то и целого штаба.
Андрей
Кто и ведет воинский учет, так это государственные организации, учебные заведения. Будучи студентом, гоняли каждый год в военкомат. Как только окончил ВУЗ, сразу туда информация пошла. Забрали служить.