Бесплатная консультация юриста по телефону:
8
При увольнении своих подчиненных каждый руководитель предприятия желает быть уверенным, что сотрудники не заберут со своего рабочего места что-то важное — ключи, документы и др. Представленная предосторожность особо актуальная, когда происходит увольнение работника, который имел статус материально ответственного лица. Для обозначенных целей работодатели используют обходной лист.
Обходной лист — это документ, необходимый для проверки и выявления наличия или отсутствия у работника, с которым расторгается трудовой договор, задолженности перед руководителем предприятия. Относится это к предоставленным ему для выполнения своих трудовых обязанностей товарно-материальных ценностей, и к делам, документами которых он занимался до увольнения. В некоторой степени оформление обходного листа усложняет процедуру расторжения рабочего договора с сотрудником, но в тоже время служит подтверждением отсутствия взаимных претензий у обеих сторон при увольнении. Обязательно ли составление представленного документа, на что он влияет и как его оформить — подробнее в настоящей статье.
Законные основания
Если опираться на российское законодательство, обходной лист при увольнении не фигурирует в нем в качестве нормативного документа. Введение подобного правила является собственной инициативой работодателя. Таким образом он убеждается в отсутствии у бывшего работника каких-либо задолженностей перед фирмой.
Читайте также: Договор хранения с правом реализации товара образец
В качестве имущества и материальных ценностей организации выступают:
- Пропускное удостоверение.
- Служебный документ.
- Бумаги, касающиеся отчетности предприятия.
- Бумажные и иные носители информации, именуемой как коммерческая тайна.
- Деньги, которые выдавались работнику под отчет.
- Возможность доступа к сайту организации.
- Выдаваемое компанией рабочее оборудование (телефон, компьютер и пр.).
- Пароли от рабочей почты и иных серверов.
Обходной лист дает гарантию передачи уходящим работником руководству всех своих дел и информации относительно компании.
Рекомендации для работодателей
Как же поступить работодателю, которому необходимо подтвердить отсутствие материальной задолженности перед предприятием у увольняющегося сотрудника?
В первую очередь, следует помнить – обходной лист мера рекомендательная и не прописана в Трудовом Кодексе.
Нельзя заставлять сотрудника заполнять его в обязательном порядке и, тем более, угрожать не выдать ему расчет или оригинал трудовой книжки на руки. В данном случае, если сотрудник обратится в суд, неприятностей не избежать.
Многие предприятия вводят такую практику, при которой обходной лист заполняется сотрудником при поступлении на работу. Это помогает новому сотруднику, во-первых, лучше познакомиться с коллективном и его ключевыми фигурами, а во-вторых, сразу провести опись ценностей, к которым он в силу должностных обязанностей будет иметь доступ.
К тому же, человек, который хочет скорее приступить к работе в компании, обычно беспрекословно выполняет данное требование руководства.
Впоследствии, наличие такого обходного листа, заверенного подписью самого сотрудника и начальников соответствующих отделов, позволит быстро решить вопрос с возвратом переданных ему на ответственное хранение или во временное пользование данных и материальных ценностей.
Порядок оформления
Решивший уволиться работник должен обратиться в отдел кадров. Там ему выдадут бланк обходного листа, составленный на основании внутренних норм предприятия. Возвращать указанную форму необходимо заполненной и имеющей соответствующие штампы.
В обходном листе должны отметиться руководители всех отделов. Они оставляют свою подпись и пометку о наличии либо отсутствии каких-либо материальных обязательств со стороны сотрудника. От каждого из подписавших потребуется заверение печатью.
После сдачи бумаги в отдел кадров, ее прикрепляют к остальным документам в личном деле трудящегося. Храниться справка может до 3-х лет.
Если у работника обнаруживается задолженность, ему необходимо погасить ее перед выдачей трудовой книжки и расчета. Иногда в качестве материальной ответственности выступают не денежные средства, а какие-либо предметы. В этом случае просто нужно их вернуть работодателю. Если это невозможно ввиду порчи или утери вещи, необходимо возместить организации ее стоимость.
Жалоба в трудовую инспекцию
Если работодатель настаивает на оформлении обходного, или, хуже того, из-за него не уволил трудящегося вовремя, придется идти в трудинспекцию и писать заявление. Форма такой жалобы официально не установлена, поэтому написать бумагу можно в свободной форме. Однако есть обязательные элементы, избегать которых не нужно:
Читайте также: Кто имеет право не платить налог на имущество физических лиц?
- следует указать свои ФИО, емайл, телефон, обратный адрес, куда вышлют ответ;
- название компании, ее фактический адрес;
- изложить саму претензию (что противоправного совершил работодатель в отношении заявителя);
- подписать и проставить дату написания бумаги.
Это тоже важно знать: Приказ об увольнении за прогул: порядок оформления и образец заполнения приказа с пояснениями
Врать и приукрашивать в заявлении нельзя. Только факты, строго по делу. Если приводится информация о правонарушении, она должна ссылаться на доказательства. Голословные обвинения не допускаются. Лучше просто изложить факты, правовую оценку им дадут в трудинспекции.
Образец жалобы
Государственная инспекция труда г. N, ул. N, д. N Сыропятовой Анжелины Петровны, г. N, ул. N, д. N кв. N, контактный телефон: 0000-00-00
ЖАЛОБА 22.08.2018 я подала заявление об увольнении по собственному желанию с должности кладовщицы ОАО «Моноблок» (г. N, ул. N, д. N). В последний рабочий день заведующая отделом кадров Педросова А.Ю. потребовала от меня оформить обходной лист. Зная, что он не обязателен по ТК РФ, я отказалась. Но Педросова А.Ю. мне сказала, что иначе мне не отдадут трудовую книжку. Я отказалась повторно, потому что организация расположена на большой территории в разных частях города и за один день я бы в любом случае не успела всех обежать. В последний рабочий день мне трудовую не выдали, с приказом не ознакомили, расчет не произвели.
ПРОШУ: 1. Проверить данный факт и привлечь за нарушение статьи 84.1 Трудового кодекса РФ Педросову А.Ю. заведующую отдела кадров ОАО «Моноблок». 2. Обязать ОАО «Моноблок» выплатить мне компенсацию за вынужденные прогулы с 06.09.2018 года и моральный вред. 07 сентября 2020 г. /подпись/ Сыропятова А.П.
Как подавать жалобу в трудинспекцию?
Бумага составлена, теперь ее нужно доставить до департамента Инспекции по труду. Жалобу нужно сделать в двух экземплярах. На одном из них служащий инспекции распишется в получении. К жалобе следует приложить копию трудового договора и прочих бумаг, относящихся к делу.
Второй вариант — доставка жалобы почтой РФ. В формате письма с уведомлением.
Вариант третий — написать жалобу прямо с сайта регионального департамента трудовой инспекции. Найти раздел претензий и жалоб трудящихся там не составит большого труда. Поскольку тема эта крайне востребована, кнопка составления электронной претензии будет на виду. Здесь следует внимательно ознакомиться с полями электронной формы и заполнить их соответствующей информацией. Здесь же нужно будет поставить флажок напротив одного из способов доставки ответа от инспекции. После отправки у специалистов ведомства будет один месяц на проведение проверки и ответ заявителю. Этот срок, кстати, распространяется на любой способ доставки претензии.
Если претензия не по адресу, инспекция перенаправит электронную бумагу куда следует и уведомит об этом заявителя.
Вопрос анонимности претензии
Трудовая инспекция, впрочем, как и другие компетентные органы не рассматривает анонимки. Представиться придется полностью. Однако можно потребовать сохранения конфиденциальности, в заявлении приписав: «При проверке изложенных мною фактов прошу не раскрывать меня как заявителя перед работодателем. При электронной отправке есть возможность проставить соответствующий флажок. Судебная практика за задержку увольнения из-за «бегунка»
Это тоже важно знать: 33 статья Трудового Кодекса при увольнении
Как нарушают статью 84.1 ТКРФ незаконным требованием заполнить «бегунок»? Выдают обходной в день увольнения и требуют, чтобы он был немедленно заполнен. Нередко для этого работнику надо обежать все филиалы компании, которые территориально находятся в разных местах населенного пункта. Он может физически не успеть. Отдел кадров не отдает трудовую, а бухгалтерия не производит полного расчета. В результате, когда бегунок будет заполнен и представлен кадровику, сроки расторжения договора уже истекут.
Этот факт суд оценит однозначно: незаконное удержание работника, за что статья 5.27 КоАП РФ предписывает штраф и компенсацию за вынужденные прогулы (ст.234 ТКРФ). Кроме того работник может потребовать компенсации за моральный вред (ст.237 ТК РФ).
Пример
Слесарь П. подал иск в суд с иском против ОАО «Варяг». Основанием послужило правонарушение:
Читайте также: Ликвидация ООО, иных организаций и предприятий по причине отсутствия деятельности
- в трудовую внесли другую дату расторжения договора, не соответствующую реальной;
- произошла задержка с выдачей трудовой.
Истец трудился в Варяге с 01.06.2017 по 14.10.2018. Согласно приказу он уволен 14.10.2018 г. Но трудовая на момент написания иска, 10 ноября 2018-го работником еще не получена. Несмотря на требования П. Истец пояснил, что работодатель требует обходной.
В последний рабочий день не было библиотекаря (в отпуске) и завхоза (на больничном). Как результат, трудовую не выдали. Нет обходного — нет трудовой. П. Трижды в разное время приходил за книжкой, но ему отказывали. Поэтому он и обратился в суд. Суд оштрафовал потерявшего берега работодателя на пятьдесят тысяч рублей.
Правомерность использования
Если следовать букве закона, обходной лист при увольнении не считается обязательной бумагой для выдачи сотруднику расчета. Однако порой работодатели пренебрегают этим фактом. Они начинают угрожать увольняющемуся отказом в возврате его документов, что в корне незаконно.
Столкнувшись с грубым нарушением своих прав, трудящийся в состоянии привлечь организацию к административной ответственности. Работодателю придется выплатить штраф в размере до 5 тыс. руб. (должностное лицо) и до 50 тыс. руб. (предприятие). Не исключено ограничение или полная остановка деятельности организации на 180 дней.
Большинство трудящихся без пререканий приступают к заполнению предложенной формы. Это можно объяснить лишь отсутствием у них правовой компетентности. Многие просто не знают своих прав и во всем полагаются на распоряжения руководства. Зачастую из-за этого происходит нарушение ТК РФ (п.1 ст. 84). По итогу уволившийся работник не вовремя получает положенный расчет и свои документы.
В некоторых случаях работодатель вправе на законных основаниях требовать заполнения обходного листа. Это правомерно только в отношении работников, состоящих на государственной службе.
Обязательно ли составление обходного листа?
Согласно 84.1 статьи Трудового кодекса Российской Федерации, увольнение работника осуществляется на основании изданного руководителем предприятия приказа.
В последний день выполнения трудовых обязанностей в организации, руководитель компании должен выдать работнику трудовую книжку, а также выплатить все причитающиеся ему денежные средства. В день увольнения трудящемуся выплачивается заработная плата, отпускные, выходное пособие, а также компенсация за неиспользованный отгул.
Положения нормативно — правовых актов, которые регулируют трудовой процесс, не содержат требований, обязывающих увольняемого трудящегося составлять обходной лист. Исходя из представленной информации, руководитель предприятия не имеет права требовать от сотрудника его предоставление. Обозначенные действия неправомерны и подпадают под содержание статьи 5.27 КоАП Российской Федерации — нарушение положений трудового законодательства.
Необходимо отметить, что существуют исключения для работников государственных учреждений, которые подчинены специализированным ведомствам и министерствам. В обозначенных организациях применение обходного листа является обязательным условием, о чем свидетельствует содержание отраслевых нормативно — правовых документов.
К примеру, процесс выдачи, учета и списания вещевой собственности в Органах внутренних дел Российской Федерации реализуется согласно утвержденному приказу Министерства внутренних дел России от 26.07.2012 № 725. Отмечается, что представители правоохранительных органов при подаче рапорта об увольнении должны составить обходной лист и предоставить его в заполненном виде в территориальное кадровое управление ведомства.
Обходной лист при увольнении необходимо оформлять только работникам, которые расторгают трудовой договор в следующих учреждениях:
- Федеральной миграционной службе;
- Министерстве спорта, туризма и молодежной политики;
- Службе по тарифной политике;
- Федеральной службе военно-технического сотрудничества.
В остальных ситуациях руководитель предприятия не имеет права отказывать подчиненному в выдаче трудовой книжки или расчете, основываясь на том, что последний не предоставил ему обходной лист.
Форма документа
Как таковой, образец обходного листа при увольнении не предусмотрен. Каждая организация составляет его самостоятельно, исходя из распорядка и специфики работы.
В документе часто фигурируют следующие пункты:
- Сведения о рабочем месте (выдача корпоративного телефона и ключей от кабинета).
- Сведения о распоряжении работником фирменной мебелью, техникой, канцелярией.
- Сведения о допуске сотрудника к коммерческой информации, корпоративным программам и базам данных.
- Сведения об обеспечении работника печатью и документами компании.
- Данные о выданных удостоверениях и пропусках.
- Информация об открытии сотруднику доступа к корпоративной почте.
- Сведения об обеспечении работника служебным автотранспортом (если актуально).
Каждый руководитель должен заверить своей подписью факт полного возврата работником всей предоставленной информации и оборудования.
Заполнять обходные документы в момент увольнения не считается обязательным. Работники делают это, чтобы не создавать конфликтных ситуаций с работодателем.
Чьи подписи нужны
Форма обходного листа зависит от требований конкретной организации. Обычно это таблица с именами руководителей и пустым полем напротив, где должна будет стоять соответствующая подпись. Иногда от работника требуют получить подписи от начальников тех отделов, с которыми он никак не соприкасался на протяжении всего времени работы в организации.
Среднестатистический список отделов, подписи из которых должны быть на обходном листе:
- бухгалтерия;
- отдел кадров;
- завхоз;
- отдел обеспечения рабочим инструментом;
- структурные подразделения.
В целом, этот список может варьироваться в зависимости от сложности структурного построения организации, в которой работал увольняемый сотрудник. Тогда как подписи, поставленные в соответствующих графах, всегда будут означать то, что работник полностью отчитался перед данным отделом.