Что главное для предпринимателя? Собственно, не стоит в этом вопросе высматривать двойное дно, всем понятно, что в основе бизнеса лежит получение прибыли. Для каких целей она будет использована (для улучшения собственного материального положения, личного благосостояния, развития проекта, благотворительности) – момент второстепенный. Первый же состоит в том, что без прибыли бизнеса нет:
- Ее величина – показатель эффективности работы. Чем она больше, тем выше результативность.
- Это единственный бесплатный источник финансирования предприятия, он же и основной.
- Каждый субъект предпринимательской деятельности (касается отечественной практики) должен составлять финансовую отчетность, где указывается размер прибыли, а также платить налоги с нее.
То есть любое действие бизнесмена (будь-то участие в тендерах, создание продуктового магазина, сделка с недвижимостью, продажа услуг или товаров) должно вести к получению прибыли.
Процесс формирования этого показателя предельно прост. Все, что получает предприниматель свыше себестоимости, и есть прибыль. На практике все выглядит намного сложнее, чем эта простейшая формула. Чтобы подсчитать прибыль и ее размер, отличить результаты, которые получаются на бумаге, особенно в тех случаях, когда вычисления проводятся для налогового учета, от действительных, требуется немало усилий и специфических знаний. Кроме того, важно не только выяснить размер прибыли, но и найти тот продукт или товар, что позволяет получить максимальный результат, а для этого нужно понимать, каким образом происходит формирование финансовых итогов.
Формула валовой прибыли по финансовой отчетности
Показатель «Валовая прибыль» (строка 2100) рассчитывается так: из «Выручки» (строка 2110) вычитается «Себестоимость продаж» (строка 2120).
Суть грамотного расчета величины валовой прибыли состоит в подробном исследовании всех статей издержек, которые включены в себестоимость продукции (оказываемых услуг). Необходимо учитывать все статьи затрат, особенно это касается не учтенных изначально и появившихся во время сбыта продукции (услуг).
Есть довольно известное определение себестоимости: это все ресурсы, которые были потрачены на производство и сбыт продукции (услуг), они обычно выражены в стоимостном эквиваленте.
Только если есть полноценное представление по издержкам на выпуск и сбыт продукции (услуг), можно получить полный расчет размера валовой прибыли за выбранный период.
Итоги
Валовая прибыль — понятие, содержащееся в ПБУ 4/99 и возникающее в привязке к отчету о финансовых результатах. Рассчитывают ее как разницу между выручкой от продаж по основным видам деятельности и себестоимостью этих продаж. При этом в себестоимость не входят коммерческие, управленческие и прочие расходы. Принадлежность видов деятельности к основным определяется учетной политикой.
Источники
- https://sovetkadrovika.ru/spravochnik/osnovy-biznesa/pribyl/valovaya.html
- https://intless.ru/base/perevody/raschet-valovoj-pribyli.html
- https://plan-pro.ru/entsiklopediya-biznes-planirovaniya/finansovoe-planirovanie/valovaya-pribyl-formula-rascheta-otlichie-ot-pribyli
- https://www.cherlock.ru/articles/valovoi-dohod
- https://ktovdele.ru/chto-takoe-pribyl-podrobnyj-razbor-ponyatiya.html
- https://TheDifference.ru/chem-otlichaetsya-valovaya-pribyl-ot-chistoj/
- https://assistentus.ru/buhuchet/valovaya-pribyl/
- https://VFinansah.com/other/valovaya-pribyl-eto
- https://nalog-nalog.ru/analiz_hozyajstvennoj_deyatelnosti_ahd/kak_rasschitat_valovuyu_pribyl_formula_rascheta/
[свернуть]
Факторы, оказывающие влияние на валовую прибыль
Валовая прибыль подвержена влиянию большого количества факторов. Они подразделяются на зависимые от менеджмента компании и независимые.
К первой группе факторов можно отнести следующие:
- показатель роста выпуска товаров (услуг) и их сбыта;
- совершенствование конкурентоспособности и качества товаров (услуг) в целом;
- пополнение ассортимента товаров (услуг);
- уменьшение стоимости производства;
- совершенствование производительности труда персонала;
- полное задействование производственных фондов;
- систематическое исследование маркетинговых стратегий предприятия, а в случае необходимости — их корректировка.
Среди факторов, что не зависят от контроля, выделяют такие:
- природные, экологические, территориальные, географические условия;
- внесение корректировок в законодательство;
- изменения в политике поддержки бизнеса государством;
- транспортные и ресурсные трансформации в глобальной плане.
Вследствие этого необходимо иметь стратегию менеджмента, которая быстро поддается корректировке, и возможность быстро трансформировать политику выпуска и реализации продукции (услуг).
Для чего рассчитывать?
Показатель дает массу полезной информации о состоянии бизнеса. Вот что можно узнать, если его проанализировать:
- динамику развития магазина. Сравнивая показатели товарооборота за различные периоды времени мы видим, растет бизнес или наоборот, переживает падение;
- зависимость между выручкой и проведением различных маркетинговых и рекламных мероприятий;
- влияние на бизнес таких факторов, как сезонность, события на мировых рынках, колебания курса валют и так далее;
- влияние ассортимента на выручку магазина и выявление позиций, формирующих основной товарооборот;
- соответствие ожидаемых темпов развития реальным;
- зная товарооборот, можно составить план продаж. А самое главное — относительно точно спрогнозировать динамику развития магазина.
А вот что не показывает товарооборот, так это прибыль. Теоретически можно уйти в минус даже при огромных значениях показателя. Поэтому при расчете рентабельности бизнеса следует опираться на другие критерии, такие, как маржинальность, торговая наценка и так далее.
Условия выпуска и реализации
Эти действия должны быть направлены на поддержание компании в оптимальном состоянии. Первая категория факторов подразумевает корректировку и вмешательство в стратегию со стороны менеджмента предприятия. Увеличивая объемы выпуска и реализации продукции (услуг), предприятие одновременно повышает товарооборот, что положительно влияет на рост показателя.
Читайте также: Коэффициент текучести кадров — изучаем формулы и приводим расчеты
Важная роль отводится тому, чтобы поддерживать темпы и объемы производства продукции (услуг) на довольно высоких позициях и стараться не допускать их уменьшения, так как это отрицательно повлияет на размер валовой прибыли.
Важно заметить, что запасы готовой продукции отрицательно влияют на производственную картину, являясь убыточным грузом для компании. Однако их реализация помогла бы увеличить выручку.
Часть бизнесменов использует различные способы для наиболее выгодной реализации этих невостребованных остатков, пробуют вернуть хотя бы часть использованных на них ресурсов. Но данные действия оказывают крайне незначительное влияние на валовую прибыль.
Валовая прибыль, формула которой содержит в себе такой термин, как «себестоимость», указывает на то, что последняя требует регулярного контроля. Важно применять инновационные технологии производства, искать и разрабатывать более оптимальные варианты доставки продукции потребителю, выискивать экономные энергоресурсы и их альтернативные источники. Данные шаги помогут существенно снизить себестоимость, следствием этого будет рост валовой прибыли.
Пример чистого процентного дохода
Если у банка есть кредитный портфель в размере 1 миллиард долларов, который составляет 5%, процентный доход банка составит 50 миллионов долларов. На стороне ответственности, если у банка есть непогашенные депозиты клиентов в размере 1 доллара США. 2 миллиарда зарабатывают 2%, тогда процентные расходы составят 24 миллиона долларов. Имея 50 млн. Долл. США в виде процентных доходов и вычитая расходы в размере 24 млн. Долл. США, банк будет получать чистые процентные доходы в размере 26 млн. Долл. США.
Что может повлиять на размер показателя «валовая прибыль»
Формула расчета указывает, что на рассматриваемый показатель может оказывать влияние ценовая политика предприятия. Высокая конкуренция заставляет предпринимателей пересматривать политику цен. Однако к постоянному снижению цены товара (услуги) стремиться не надо. Лучше выстроить стратегию по установлению оптимальной цены и держаться ее, стабильно получая прибыль, пусть и небольшую. Кроме того, важно регулярно производить анализ спроса, чтобы вовремя понять, от производства какого продукта (услуги) лучше отказаться. Ведь именно реализация приносящей прибыль продукции предоставляет возможность компании получить максимально возможный валовый доход, одновременно повышая размер чистой прибыли.
Также важно отслеживать уровень материальных запасов, которые на данный момент являются невостребованными. Хранение их, скорее всего, не окупает себя, поэтому важно оперативно разрабатывать меры по избавлению от этих запасов. Денежные средства, полученные таким образом, увеличивают размер валовой прибыли.
Такие статьи доходов, как проценты по вкладам или акциям, сдача недвижимости в аренду и прочие источники также способствуют росту размера валовой прибыли предприятия.
Методы расчета
Валовая прибыль может рассчитываться несколькими способами, каждый из которых выбирается по пути наименьшего сопротивления – как проще, так и считают.
Через средний процент
Этот способ самый часто используемый в розничной торговле.
Для начала определимся с величинами, которые нам необходимы:
- ТО – товарооборот.
- СП – средний процент от валового дохода. Рассчитывается он следующим образом – СП = ( а + b – c) / (ТО + d) * 100%. Здесь а – это торговая надбавка на оставшийся нереализованный товар.
- b – наценка на вновь поступившие в отчетный период товары.
- c – наценка на вышедшие из оборота товары (возврат поставщику, порча и т.д.).
- d – остатки товаров в конце отчетного периода
Таким образом, получаем формулу расчета валовой прибыли: ВД = ТО * СП / 100
По ассортименту товаров
Такой метод используется в случае, если ассортимент товаров довольно велик и все товары разные, и на них установлена различная надбавка. Если в отчетном периоде на какую-либо группу товаров меняется торговая надбавка, то для нее расчет производится отдельно по каждому периоду.
По остатку товаров
Этот способ расчета практически не применяется, но при этом, он не менее эффективен, чем любой из приведенных здесь. Его редкое использование обусловлено сложностью в исчислениях и сохрани информации, здесь необходимо получить сумму всех надбавок на каждый реализованный товар.
Если же организация торговли может отследить такую информацию, то и любую другую, необходимую для расчетов другим способом сохранить не составит труда, например, можно произвести расчет по покупным ценам.
Читайте также: Платежка УСН «доходы минус расходы» 2020 (образец)
Величины здесь будут те же, что и в прошлой формуле: ВД = a + b – c – b
По товарообороту
Такой способ лучше всего использовать, если на все товары, которые продает организация, установлен одинаковый процент торговой надбавки. Под товарооборотом понимается сумма выручки, за весь проданный товар в определенный период с учетом НДС.
Чтобы определить валовой доход по товарообороту, необходимо знать следующие значения:
- Товарооборот (обозначим его ТО).
- Расчетная торговая наценка (РТН), рассчитывается из формулы РТН=ТНО/(100%+ТНО).
- Торговая наценка, установленная организацией (ТНО).
- И обозначим валовой доход как ВД.
Итак, получаем следующую формулу: ВД=ТО * РТН
Если торговая наценка меняется в течение отчетного периода, этот способ все равно можно применять, но это будет немного затруднено, так как придется рассчитывать валовой доход для каждого периода действия новой надбавки, а затем суммировать полученные результаты.
Пример расчета валовой прибыли
В продовольственном магазине ОАО «Пост Торг» на весь товар установлена одинаковая надбавка в 20%. Выручка в отчетном периоде составила 200 000 рублей с учетом НДС. Расчетная торговая наценка в этом случае будет равна исходя из формулы – 20% /(100%+30%) = 0,15. Значит, валовая прибыль будет 200 000 * 0,15 = 30 000 рублей.
Как грамотно распределить прибыль
Сбыв партию товара и получив некую сумму дохода, важно грамотно ею распорядиться. Это распределение может выглядеть следующим образом.
Самую верхнюю ступень занимает валовая прибыль.
Себестоимость продукции уже учтена. Далее идут статьи расходов:
- арендная плата;
- выплата процентов по кредитам;
- всевозможные налоги;
- благотворительность.
В итоге получается чистая прибыль.
Из чистой прибыли идут такие статьи расходов:
- формирование социальной инфраструктуры компании и государства;
- обучение персонала;
- экологические фонды;
- денежные резервы;
- собственная прибыль владельцев организации.
В результате подобного распределения валовой прибыли предприятие получит возможность оптимального развития, совершенствования производства, роста потенциала персонала. Также в дальнейшем это позволит увеличить размер чистой прибыли.
Виды
Общий объем реализованных товаров разбивается на:
- розничный товарооборот. Розница – это все товары, которые реализуются конечным потребителям через торговые сети, супермаркеты, магазины, рыночные киоски. В эту же категорию включают услуги учреждений здравоохранения, образования, социального обеспечения. Оплата за розничные покупки может осуществляться за наличный или безналичный расчет. Объем розничного товарооборота за определенный период определяется суммой реализованных товаров, независимо от сроков платежа за них (например, для техники или другой продукции, которая продается с рассрочкой платежа);
- оптовый товарооборот. К этой категории относятся товары, которые приобретаются для дальнейшей перепродажи или использования в процессе производства. Оптовые покупки иногда делают и частные лица для личного потребления, при этом продавцы относят эти продажи к опту за счет количества.
Розничный товарооборот, в свою очередь, делится на подгруппы по формам торговли: через стационарные магазины, передвижные точки продаж, интернет, телеканалы. Торговля с помощью каталогов и образцов тоже относится к розничной. По формам обслуживания различают: обычную продажу через прилавок, самообслуживание, доставку курьером или через почтовое отделение. Оплатить розничную покупку можно наличными, банковской картой, денежным сертификатом. При продаже товаров конечному потребителю в кредит или по лизинговому договору общая сумма покупки тоже учитывается в розничном товарообороте торговой фирмы.