Анализ финансово-хозяйственной деятельности: ЛИКВИДНОСТЬ

Определение простыми словами

Слово «ликвидность»

можно перевести как «мобильность» или «текучесть». При этом имеется в виду способность имеющихся у владельца активов быть проданными быстро и по цене, максимально близкой к рыночной.

О ликвидности рассуждают применительно к деньгам, имуществу, балансу, предприятию, фондовому рынку. Так, например, ликвидность той или иной компании обеспечивается ликвидностью баланса: прибыль может отсутствовать, но денежные средства должны быть. Утрата денег приводит к утрате перспектив.

В отличие от ликвидности имущества, ликвидность баланса понимается более широко. Это понятие применяется относительно фондовых рынков, компаний, банковских учреждений, ценных бумаг и организаций. Уровень ликвидности зависит от соотношения суммы средств, которыми располагает владелец, а также активов, которые он может быстро реализовать, и суммы его обязательств на данный момент.

Ликвидные активы

Читайте также:  Фирменные бланки с логотипом компании от агентства “COLORIT”

– это такие активы, которые без лишних хлопот преобразуются в деньги.

К таковым относятся:

  • ценные бумаги, эмитированные крупными АО;
  • ценные бумаги, выпущенные государством;
  • долги других предприятий;
  • ценности, которые можно без труда продать;
  • драгметаллы;
  • срочные векселя уважаемых предприятий.

Увеличение доли активов такого типа приводит к повышению ликвидности в целом.

Как корректно составить документы о продаже

Даже если приобретать обычный ликвидный продукт, то есть определенные риски. А при проведении купли-продажи с участием лежалого товара опасность значительно вырастает для обеих сторон.

Чтобы застраховаться от досадных сюрпризов, необходимо правильно составить документацию.

Одна из частых ошибок – неполное описание продукции. Важно, чтобы были оговорены и прописаны все его характеристики, нюансы, дефекты и параметры, из-за которых это ТМЦ стало неликвидным.

Но даже тогда у приобретателя останется право вернуть производителю все приобретенное, если оно его не устроит. Такое право для него прописывается в любом договоре со всеми вытекающими последствиями.

Если товар относится к опасным или вредным материалам, то на его утилизацию потребуются дополнительные средства и особенные мероприятия. Это также стоит включить в документ, а также прописать, кто будет заниматься уничтожением.

Группы ликвидности активов

Если активы легко продать по номинальной цене, значит, степень их ликвидности высока. Различают четыре уровня ликвидности. Согласно этой классификации, все активы делятся на:

  • Неликвидные
    – активы, которые вообще не будут реализованы или будут, но спустя много времени и по очень низкой цене. К ним относятся: здания; техника и транспорт, подготовленные к монтажу; нематериальные ценности; долгосрочные финансовые вложения; товар, который не удалось сбыть; просроченная дебиторская задолженность.
  • Низколиквидные
    активы можно продать по околорыночной цене, но этот процесс займет много времени. К таковым активам относятся: просроченные и продленные кредиты; отдельные фонды; хозяйственные материалы.
  • Ликвидные
    – те, что продаются в течение короткого срока. Среди них: краткосрочная дебиторская задолженность, акции, отдельные запасы.
  • Высоколиквидные
    – те, которые легко и быстро реализуются на рынке. Это наличные деньги; средства на счетах; ценные бумаги, выпущенные государством; векселя известных компаний.

Инструмент, который дает эффект — уценка

Это мероприятие строго задокументировано правилами, которые закреплены в бухучете. Если соблюдать нормативы и корректно проводить ее, то часто удается избавиться от большинства нереализованных продуктов.

Сначала определяется объем того, что вообще допускается снижать в стоимости. В этих целях формируется комиссия, которая проводит инвентаризацию и собирает перечни подходящих наименований. Если неликвидные остатки с дефектами, то прописываются конкретные факты для каждого изделия. Это не скрывается, а записывается на ценник, чтобы покупатель мог ознакомиться с каждым словом и определить для себя, подходит ли ему этот товар.

Параллельно с этим процессом может проходить списание того, что продавать нельзя – просроченные позиции, устаревшие, не выполняющие своих задач, вредные для людей и окружающей природы.

Оба вида работ проводятся с составлением специальной ведомости, которую должен подписать директор.

После этого определяют подходящие цены для каждой вещи. Чтобы сформировать релевантный ценник, учитывают балансовую стоимость, текущую рыночную, срок годности, если он есть, его свойства и ценность для клиентов, а также другие факторы.

Позже создают особый отдел, где хранят всю уцененную партию, вместе с накладными и новым прайсом.

Читайте также:  Оборудование для производства сгущенного молока

что такое неликвидные материалыАнализ финансово-хозяйственной деятельности: ЛИКВИДНОСТЬ

Понятие ликвидности предприятия

Ликвидностью предприятия

называют его способность к своевременному погашению кратковременных задолженностей за счет продажи активов.

Когда специалисты производят анализ результатов деятельности предприятия, изучая его финансовую отчетность, они обращают внимание на коэффициенты ликвидности (текущей, срочной, абсолютной). Эти показатели отражают способность компании быстро ликвидировать свои долги с помощью текущих активов. Чтобы адекватно оценить степень ликвидности различных активов, иногда возникает необходимость модифицировать баланс.

Каждому классу ценностей присущ какой-либо уровень ликвидности. По этой причине модификация баланса сопровождается вынесением отдельных его составляющих за рамки активов. Эти составляющие не учитываются при вычислении коэффициента ликвидности. Принято различать 4 класса активов:

  • А1 – активы высокой ликвидности;
  • А2 – активы, реализуемые быстро;
  • А3 – активы, которые реализуются медленно;
  • А4 – активы, которые сложно реализовать.

Пассивы также принято делить на 4 класса:

  • П1 – наиболее срочные;
  • П2 – обязательства средней срочности;
  • П3 – долгосрочные;
  • П4 – постоянные, т.е. собственный капитал.

Ликвидность предприятия определяется соотношением активов и пассивов в пределах соответствующих классов. Иными словами, признание предприятия ликвидным возможно только в том случае, когда соотношение выглядит следующим образом:

А1>П1 А2>П2 А3>П3 А4<�П4 (если три первые неравенства соблюдены, то последнее соблюдается автоматически).

Как еще можно сбыть

Опытные компании обычно применяют сразу несколько способов продать изделия, которые не интересны клиентам:

  • скидка с громкой рекламой – часто люди берут больше, когда им постоянно повторяют, что это дешевле стандартной цены;
  • разбавляют с ходовыми продуктами – когда делают комплект из популярной вещи и такой, что не торопятся приобретать;
  • подарок – маскируют в набор, повышая общую стоимость, официально неходовая часть идет бесплатно.

Любой из этих простых способов действует и при правильной организации позволяет фирме получить пусть и не полную, но прибыль.

неликвидные тмц этоАнализ финансово-хозяйственной деятельности: ЛИКВИДНОСТЬ

Какой рынок считается ликвидным

Ликвидностью рынка называют его способность реагировать на изменение предложения и спроса уменьшением или увеличением объема и привлечением новых участников.

Ликвидный рынок

– такой, в пределах которого постоянно совершаются сделки, причем цена спроса и цена предложения не слишком отличаются друг от друга.

Если рынок обладает высокой ликвидностью, отдельная сделка не приводит к значительному изменению стоимости продукта.

Читайте также:  Какие коды тарифов применяются и как сменить код тарифа в программе “Инфо-Бухгалтер 8

Ликвидный рынок не допускает резких изменений цен за счет амортизации колебания спроса и предложения.

Как это продать: неликвидная продукция на складе

неликвидная продукция на складеАнализ финансово-хозяйственной деятельности: ЛИКВИДНОСТЬ

Есть несколько подходов к этому процессу, выбор остается за фирмой-владельцем. Основной из них – распродажа. Обычно ее выполняют в 3 этапа.

  1. Готовится перечень всего, что будет участвовать. Создается прайс-лист, оформляется виртуальное хранилище.
  2. Определяются категории, которые будут дальше реализовываться с новыми ценниками. Следует учитывать, что у однородных позиций ликвидность оказывается разной. Какие-то изделия допускается продавать по балансовой цене, а часть из них не удается сбыть даже с огромными скидками. Например, если продукция потеряла значительное количество своих потребительских свойств.
  3. Составляется полный прайс, в котором будут указаны все категории и товары с ценниками. Его уже демонстрируют заинтересованным компаниям или частным лицам.

Хотите внедрить «Магазин 15»? Получите всю необходимую информацию у специалиста.

Спасибо!

Спасибо, ваша заявка принята.

Ликвидность и деньги

Деньги имеют высокую ликвидность

– в этом заключается их основное преимущество.

Ими можно оплатить любой товар или услугу. Их номинальная стоимость практически неизменна, и если ценность других активов может колебаться в зависимости от обстоятельств, то деньги подвержены этому в меньшей степени.

В рамках экономики отдельно взятой страны деньги обладают абсолютной ликвидностью, хотя их превращение в товар или услугу может занять некоторое время. Если валютная система стабильна, то ликвидность денежных средств безусловна.

Как не допустить, чтобы ситуация повторялась

Для профилактики разработали два основных метода, которые помогают предотвратить зависания товара у фирмы.

В первую очередь это тщательная проверка всего, что поступает на склад. Рекомендуется осматривать изделия до покупки и после нее, проверять годность и исправность. Обычно для этого есть выделенный товаровед.

Также проводится регулярная проверка продуктов, которые хранятся у компании. Для этого организуются инвентаризации, все пересчитывается, сравнивается с виртуальными данными.

Особенное внимание стоит уделить всем позициям, спрос на которые сезонный. Важно не потерять их и не испортить в процессе хранения.

Чтобы не копить его в хранилище, можно выставлять на полки и разбавлять ходовыми товарами. Это привлекает дополнительное внимание к витрине и напоминает клиенту о том, что у него, возможно, есть потребность в этой вещи. Также можно активировать снижение цены на него и предлагать в качестве комплекта.

Еще один способ не допускать в дальнейшем появления неликвидов – жесткое соблюдение ротации. Сотрудники должны следить за годностью, своевременно проводить скидки и акции на приобретение продукции, действовать в рамках инструкций.

Чтобы облегчить им контроль за находящимися на складах объемами, рекомендуется обеспечить их ТСД, а предприятие – специальными торговыми программами, которые будут помогать с учетом всего ассортимента, их сроков годности и расположения в рамках складских помещений. Подобное ПО помогут установить сотрудники нашей . Они разберутся, как лучше оптимизировать бизнес-процессы, и подберут такие программы и оборудование, которые справятся с задачами и минимизируют издержки на просрочку и порчу изделий. Варианты ПО, которые помогут бороться с неликвидом — «Склад 15» и «Магазин 15».

неликвидные тмцАнализ финансово-хозяйственной деятельности: ЛИКВИДНОСТЬ

Ликвидность и ценные бумаги

Ликвидность ценных бумаг

– это скорость их продажи или покупки на фондовом рынке по реальной рыночной цене.

Ликвидность ценной бумаги характеризует ее оборачиваемость. Оценка ликвидности происходит по объему торгов (количеству состоявшихся сделок) и величине спреда (разницы между максимальной ценой спроса и минимальной ценой предложения). Если сделок совершается много, а разница незначительна – значит, ликвидность бумаги относительно высока. Низколиквидная ценная бумага не способна к обороту без изменения цены.

Ликвидность в широком смысле – это показатель эффективности, оборачиваемости, мобильности. Ликвидные активы легко преобразуются в деньги, ликвидное предприятие без труда рассчитывается с кредиторами, ликвидные ценные бумаги – быстро продаются и покупаются.

Наши группы:

Можно ли продать все оптом

Здесь все зависит от оснований, по которым образовался неликвид. Иногда можно сбыть партнерам, а в отдельных удобных случаях – даже конкурентам.

Формат объемных закупок по уменьшенным ценам оказывается более привлекательным для компаний, чем много сделок с маленькими партиями. Это выгодно со всех сторон – материально, логистически, даже со стороны оптимизации использования помещений.

После покупки фирма может изменить условия продажи, регион, другие параметры, после которых товар станет снова ликвидным. Такое сотрудничество удобно для обеих сторон – продавец сможет избавиться от лежалой продукции, которая ему не интересна. Покупатель – выгодно приобретет и сделает больше процент на реализации.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

Яндекс.Метрика