Крупные компании имеют обширный список руководства, который может корректироваться в зависимости от направленности деятельности. У каждого начальника, как правило, имеется свой зам, который разделяет его функциональные обязанности. Но, к примеру, должностная инструкция заместителя директора по общим вопросам и должностная инструкция помощника генерального директора несет разную смысловую нагрузку, но обозначает ряд однотипных функций и инструкций по исполнению этими сотрудниками должностных обязанностей. Типовой документ, который регулирует эти вопросы, предлагаем подробно рассмотреть в рамках представленного материала.
Образец типовой должностной инструкции заместителя директора
Принимая сотрудника на столь ответственную вакансию, работодатель руководствуется сводом правил, которые регламентирует типовой документ, определяющий обязанности и ответственность заместителя начальника. В зависимости от своих потребностей и особенностей деятельности, руководство может корректировать некоторые нюансы в типовой инструкции, но они в любом варианте должны соответствовать букве закона, и не нарушать права и свободы сотрудников.
Бесплатная консультация юриста по телефону:
8
Работа с документацией
Довольно много функций исполняет заместитель генерального директора по общим вопросам. Обязанности, связанные с документацией, являются, наверное, наиболее распространенными в работе специалиста.
Читайте также: Сколько получают и зарабатывают сотрудники Сбербанка?
В частности, работник обязан подавать следующие бумаги:
- Рабочий план на следующий месяц — до пятого числа ежемесячно; получателем является директор.
- Финансовый месячный отчет — до первого числа ежемесячно; получателем является главный бухгалтер.
- Итоговый месячный отчет о произведенных работах — до пятого числа ежемесячно. Получатель — генеральный директор.
- Инструкции и положения — по мере поступления приказаний. Пользователями являются сами сотрудники организации.
Общие положения
Типовой документ допускает принимать на эту должность сотрудников, соответствующих основным требованиям:
- наличие высшего профильного образования;
- опыт на аналогичной (либо близкой к ней) должности от 5 лет;
- зам. начальника назначается или снимается с должности только по приказу руководства компании и подчиняется директору своего направления или непосредственно гендиректору;
Заместитель начальника должен владеть знаниями:
- основ производства;
- нормативно-правовых документов по экономической, хозяйственной и производственной деятельности предприятия/организации;
- ведения деловой документации;
- порядки по согласованию различных планов по улучшению/реализации/совершенствованию и пр.
Также в этом разделе инструкции есть указание на категорию должности заместителя директора – руководитель.
Охрана труда
I. Общие положения.
1. Заместитель директора по административно-хозяйственным вопросам относится к категории руководителей.
2. На должность заместителя директора по административно-хозяйственным вопросам назначается лицо, имеющее высшее профессиональное образование и стаж работы в аналогичной должности не менее 2-х лет.
3. Назначение на должность заместителя директора по административно-хозяйственным вопросам и освобождение от нее производится приказом директора организации.
4. Заместитель директора по административно-хозяйственным вопросам должен знать:
- Постановления, распоряжения, приказы, другие руководящие и нормативные документы вышестоящих органов, касающиеся административно-хозяйственного обслуживания;
- Структуру предприятия, учреждения, организации и перспективы ее развития;
- Порядок ведения табельного учета;
- Средства связи, вычислительной и организационной техники;
- Порядок и сроки составления отчетности;
- Порядок приобретения оборудования, мебели, инвентаря, канцелярских принадлежностей и оформления расчетов за услуги;
- Основы экономики, организации труда, производства и управления;
- Организацию финансово-хозяйственной деятельности учреждения.
- Административное, трудовое и хозяйственное законодательство.
- Правила внутреннего трудового распорядка;
- Правила и нормы охраны труда, техники безопасности, производственной санитарии и противопожарной защиты строительных объектов.
5. Заместитель директора по административно-хозяйственным вопросам подчиняется непосредственно руководителю организации.
6. На время отсутствия (болезнь, отпуск, командировка) заместителя директора по административно-хозяйственным вопросам его обязанности исполняет лицо, назначенное приказом руководителя организации, которое приобретает соответствующие права и несет ответственность за надлежащее исполнение возложенных на него обязанностей.
II. Должностные обязанности.
Заместитель директора по административно-хозяйственным вопросам должен:
- Осуществлять руководство хозяйственной деятельностью организации.
- Контролировать хозяйственное обслуживание и следить за надлежащим состоянием в соответствии с правилами и нормами производственной санитарии и противопожарной защиты зданий и помещений, в которых расположены структурные подразделения организации, а также контроль за исправностью оборудования (лифтов, освещения, систем отопления, вентиляции и др.).
- Контролировать рациональное расходование материалов и финансовых средств, выделяемых для хозяйственных нужд организации.
- Руководить работами по благоустройству, озеленению и уборке территории.
- Координировать работу подчиненных ему служб и структурных подразделений.
- Принимать меры по расширению хозяйственной самостоятельности организации, своевременному заключению необходимых договоров.
- При необходимости организовать проведение ремонта помещений, осуществлять контроль за качеством выполняемых ремонтных работ.
- Обеспечивать структурные подразделения организации мебелью, хозяйственным инвентарем, средствами механизации инженерного и управленческого труда, осуществлять наблюдение за их сохранностью и проведением своевременного ремонта.
- Организовать оформление необходимых документов для заключения договоров на оказание услуг, получение и хранение канцелярских принадлежностей, необходимых хозяйственных материалов, оборудования и инвентаря, обеспечивать ими структурные подразделения, а также ведение учета их расходования и составление установленной отчетности.
- Выполняет отдельные служебные поручения руководителя организации.
III. Права
Заместитель директора по административно-хозяйственным вопросам имеет право:
Читайте также: Доверенность на главного бухгалтера – бланк, образец 2020 года
- Участвовать в обсуждении вопросов, касающихся исполняемых им обязанностей и знакомится с проектами документов по вопросам своей деятельности.
- Осуществлять взаимодействие с сотрудниками всех (отдельных) структурных подразделений организации, при необходимости привлекать к решению возложенных на него задач сотрудников других отделов.
- Запрашивать лично или по поручению директора организации от руководителей структурных подразделений и отдельных специалистов информацию и документы, необходимые для выполнения его должностных обязанностей.
- Подписывать и визировать документы в пределах своей компетенции.
- В пределах своей компетенции сообщать непосредственному руководителю о всех выявленных в процессе деятельности недостатках и вносить предложения по их устранению, а также вносить предложения по совершенствованию работы организации.
- Требовать от руководителя организации оказания содействия в исполнении сотрудником его должностных обязанностей и прав.
IV. Ответственность
Заместитель директора по административно-хозяйственным вопросам несет ответственность:
- За ненадлежащее исполнение или неисполнение своих должностных обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией — в пределах, определенных действующим трудовым законодательством Российской Федерации.
- За правонарушения, совершенные в процессе осуществления своей деятельности — в пределах, определенных действующим административным, уголовным и гражданским законодательством Российской Федерации.
- За причинение материального ущерба — в пределах, определенных действующим трудовым и гражданским законодательством Российской Федерации.
Должностные обязанности
Заместитель директора имеет следующие должностные обязанности:
- разработка, согласование и координация воплощения принятых планов совместно со своим прямым руководством;
- налаживание работ и производительности предприятия/организации;
- контроль ведения финансовой отчетности и ее своевременное поступление к руководству;
- утверждение штатного расписания;
- ресурсообеспечение;
- обеспечение соблюдения договорных обязательств: внутри компании, с поставщиками, потребителями и пр.;
- ведение переговоров в период отсутствия руководства;
- совершенствование экономических показателей и пр.
Первая группа обязанностей специалиста
Должностная инструкция заместителя директора по общим вопросам закрепляет требования и функции. Приведем наиболее распространенные из них:
- Своевременная разработка, внедрение и корректировка бизнес-планов, связанных с безопасностью в организации (насколько часто подобные планы разрабатываются, зависит от самой организации; как правило, это происходит один раз в год).
- Формирование организационной кадровой политики; составление ежегодного кадрового плана.
- Разработка и внедрение системы проверки соискателей на свободные вакансии; организация качественной системы проверки кандидатов на рабочие места.
- Организация постоянной и эффективной работы по подготовке кадрового резерва.
- Организация эффективных конкурсов для привлечения на работу в организацию наиболее перспективных и грамотных специалистов.
Естественно, выше были представлена лишь часть функций, которые обязан исполнять специалист. Вторая группа трудовых обязанностей работника будет представлена далее.
Права
Заместитель директора имеет право подписывать официальные документы и представлять интересы компании. Также он имеет почти неограниченные возможности в предъявлении требований к персоналу по части исполнения их обязанностей и вклада в развитие производства. Он уполномочен давать рекомендации руководству по части премирования отличившегося работника или целого подразделения пр. Если у зам. начальника появляются рационализаторские идеи, которые могут поспособствовать развитию предприятия либо отдельного его сектора, он может представить на рассмотрение высшей дирекции своих планов. Нужно отметить, что эта функция (разработка рацпредложений) входит в должностные обязанности зам. начальника.
О рабочем месте в организации
Должностная инструкция заместителя директора по общим вопросам содержит в себе пункты и о месте представленного работника в структуре организации. Что здесь можно выделить?
Во-первых, рассматриваемый специалист отнесен к группе управляющих лиц. Назначается он на должность или освобождается от нее только согласно приказу директора.
Во-вторых, согласно документу, работник является руководителем второго уровня. Так, у специалиста нет собственного персонала, если речь идет об оперативном подчинении. Однако во всем, что касается темы кадровой политики и безопасности, рабочий персонал должен подчиняться именно ему.
Ответственность
Должностная инструкция гласит, что заместитель директора несет ответственность за выполнение всех своих функций в должном объеме. Предусмотрена ответственность зам. начальника и за нанесение мат. ущерба (намеренного или непреднамеренного). Отдельные меры ответственности лежат на этом сотруднике за несоблюдение законов (юридического, налогового и пр.) и разглашение коммерческой тайны. В этом варианте к нему могут предъявляться претензии вплоть до уголовного наказания.
№1 Основные положения
Должностная инструкция заместителя генерального директора содержит общие положения, ответственные меры за несоблюдение или неисполнение основных служебных обязательств.
Сотрудник данной профессии может назначаться на должность, как и быть освобожденным от нее, на основании действующего законодательства и данного документа.
Подчинение зама осуществляется непосредственно генеральному директору, с которым и происходит обсуждение текущих дел, планирования деятельности фирмы и так далее.
Что должен знать работник:
- нормативные акты, в ходе которых осуществляется определение деятельности и направлений ее дальнейшего развития;
- рамки и потенциал финансово-экономической деятельности предприятия в сложившейся экономической ситуации;
- структурный управленческий аппарат Общества, в котором он осуществляет свою работу;
- базовые используемые в производстве технологии;
- порядок, в котором происходит разработка и утверждение планов;
- общие и частные методики хозяйствования с целью улучшения деятельности фирмы;
- особенности и азы транспортного обслуживания, сбыта продукции;
- правила техники безопасности и взаимодействия с другими отдельными сотрудниками, структурами и подразделениями;
- особенности взаимодействия и сотрудничества с другими структурными подразделениями фирмы.
Владение информацией, требуемой от сотрудника, позволит сотруднику начать быстрый карьерный рост и создать продуктивные условия для высокопроизводительной работы самого директора и наемных сотрудников.
Читайте также: Расторжение Трудового Договора по инициативе работодателя
Особенности работы замдиректора по общим вопросам
Полностью заменить функцию руководителя компании такие специалисты не в состоянии, но при их правильной работе, удаётся достичь максимальной эффективности управления предприятием. Наиболее ответственной должностью, является замдиректора по общим вопросам. Данный специалист не имеет чёткой специализации, и должен выполнять большую часть обязанностей директора, во время его отсутствия или чрезмерной занятости.
Замдиректор по общим вопросам
Должность замдиректора по общим вопросам очень ответственная и требует от кандидата не только наличия высшего образования по специальности, но и значительного стажа руководящей работы. Очень часто директором компании данному специалисту полностью поручается курировать какой-либо сектор производства. Данный специалист также замещает директора при отсутствии руководителя на рабочем месте.
Очень часто замдиректора по общим вопросам выполняет функцию урегулирования различных вопросов и конфликтов, которые возникают на ранней стадии развития.
Таким образом, не позволяя проблеме разрастись до масштаба, когда потребуется участие генерального директора, в процессе урегулирования возникшей проблемы.