От автора Марина Шмелева
в рубрике: Аутсорсинг
409
Прежде, чем заключать сделку предприниматель должен проверить контрагента на благонадежность и удостовериться в его законопослушности. Сделать это необходимо, поскольку договор, подписанный с недобросовестным ИП или юридическим лицом, может привести к убыткам, потере репутации и большим неприятностям с Налоговой службой. Итак, обо всем по порядку.
Читайте также: Обзор и рейтинг лучших CashBack сервисов. Топ 10 кэшбэк сайтов в 2020 году
Для чего нужно проверить контрагента?
Проверка контрагента избавит бизнес от таких проблем, как:
Неисполнение договорных обязательств
Вызваны они могут быть не только отсутствием оплаты по сделке, но и отсутствием поставок, в зависимости от того, кем контрагент выступает в сделке.
Ответственность за умышленное снижение налоговой нагрузки
Если в ходе проверки выяснится, что компания рассчитывалась с контрагентом-«пустышкой», будет возбуждено административное производство, в результате которого фирме выпишут штраф.
В 2020 году введена в действие ст. 54.1 НК РФ. Ее положения направлены на борьбу с умышленной оптимизацией налогообложения и получением необоснованной выгоды.
Вторая часть статьи говорит о том, что субъекту недостаточно только лишь подтвердить факт финансовой операции. С 2020 года он должен представить доказательства, что сделка была совершена именно с тем лицом, с которым она заключена. ФНС имеет право заблокировать счета до выяснения обстоятельств, если вашу фирму заподозрят в проведении сомнительных операций.
Потеря репутации на рынке
Сотрудничество с неблагонадежными контрагентами и участие в сомнительных сделках может надолго запятнать имидж компании, даже несмотря на то, что в ее собственных действиях не было ничего противозаконного.
Важно! Проверка контрагента является правом, а не обязанностью налогоплательщика. Однако иногда право переходит в разряд обязанностей. Перечень таких случаев установлен письмами Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 21 июля 2010 г. № 03-03-06/1/477, от 10 апреля 2009 г. № 03-02-07/1-177, от 13 декабря 2011 г. № 03-02-07/1-430.
Регламент проверки контрагентов службой безопасности
Перед тем как выполнять проверку контрагента следует запросить у него минимальный перечень документов.
Стартовый регламент проверки контрагента – проверка компании-партнера на существование и соответствие предоставленной информации реальному положению дел. Проверяются ИНН и ОГРН, полное и краткое наименование компании, ОКВЭДы, размер уставного капитала, изыскивается информация об учредителях и руководителях предприятия. Регламент предписывает получение сведений о регистрации , о нахождении руководителей в списках дисквалифицированных лиц, о задолженности юридического лица по налогам и сборам, об их участии в арбитражных процессах или в исполнительных производствах.
Чаще служба безопасности проверяет контрагента только в том случае, если сделка с ним представляется высоко рискованной. К такого рода сделкам относятся:
- Сделки по поставке или купле-продажи на сумму свыше 1 млн руб.,
- Договоры подряда или субподряда, оказания услуг или выполнения работ на сумму свыше 1 млн руб.
- Перевозка на сумму свыше 300000 руб.
- Оказание информационных, консультационных, юридических и маркетинговых услуг на сумму свыше 500000 руб.
Тогда применяется расширенный регламент проверки контрагента. Он включает в себя стартовый (базовый) уровень проверок, и дополняет эти сведения детальным анализом финансового состояния контрагента, проверку его кредитной истории.
В бухгалтерской отчетности проверяющую сторону интересуют отчет о прибылях и убытках за несколько лет. Компания-контрагент должна показывать устойчивый рост. А также пассивы – долгосрочные и краткосрочные обязательства.
В кредитной истории важно отсутствие просроченной задолженности, повышенного интереса к получению кредита в момент сделки, следов «кассовых разрывов» (периодически возникающих просрочек по платежу при в целом стабильной оплате счета).
Читайте также: Все, что нужно знать про обходной лист при увольнении
Для того, чтобы иметь оперативный доступ к оценке платежной дисциплине компании-партнера и состоянию ее долговой нагрузки вы можете вести мониторинг контрагентов на Unirate24. В момент наступления события вы узнаете о наступлении просрочки и сможете оперативно взыскать всю или часть дебиторской задолженности по контрагенту.
Проверить контрагента на долги
Также принимаются во внимание индексы должной осмотрительности и платежной дисциплины (их можно найти в бизнес-справке СПАРК).
Порядок проверки контрагентов на предприятии определяет начальник службы безопасности и/или генеральный директор. В зависимости от целей проверки, конкретный набор инструментов и порядок их запроса могут разниться от компании к компании. Начальник СБ составляет приказ и подписывает его у генерального директора. Каждый сотрудник отдела безопасности, допущенный к проверкам контрагентов, ознакамливается с документом. Сотрудник несет ответственность за качество проверки, соответствие ее результатов действительности. Не допускается халатное отношение к проверочным мероприятиям, опущение этапов проверки, умышленное искажение результатов.
Для вашей работы могут быть полезны следующие регламенты (нажмите на ссылку, чтобы открыть и скачать документ):
- Регламент проверки контрагента на платежеспособность
- Регламент проверки контрагента по уплате НДС для бухгалтеров
- Регламент проверки сотрудника/соискателя (бонус).
Как проверить контрагента на благонадежность?
Проверить благонадежность контрагента можно с помощью общих критериев оценки. Эти критерии используются налоговыми органами при определении ими объектов проведения выборочных проверок.
Также целесообразно проконсультироваться с налоговым инспектором о том, каким образом фискальный орган определяет, что компания выполнила обязательство по проверке контрагента. Далее мы расскажем о самых целесообразных вариантах оценки благонадежности будущего партнера.
- Истребование некоторых документов.
До совершения сделки вы можете попросить вторую сторону предоставить копии устава, выписки из ЕГРЮЛ или ЕГРИП, свидетельства о постановке на налоговый учет, справку об отсутствии налоговых задолженностей, штатное расписание. Если компании нечего скрывать, проблем в этой части не возникнет, поскольку коммерческой тайны эти документы не содержат.
- Использование Единых реестров.
С их помощью вы сможете:
- получить краткую выписку из ЕГРЮЛ или ЕГРИП;
- выяснить, не находится ли компания на стадии ликвидации или банкротства;
- узнать, не входит ли контрагент в список недействующих предпринимателей.
- подтвердить, что в составе учредителей не имеется дисквалифицированных или обанкротившихся субъектов.
- уточнить адрес нахождения офиса компании.
- Изучение арбитражной картотеки на сайте ФАС РФ.
С помощью этого ресурса вы узнаете, не является ли компания ответчиком в суде. На сайте ФАС размещена информация обо всех действующих судебных процессах в России, в которых участвуют хозяйствующие субъекты. Чтобы получить искомые сведения, в специальное поле нужно ввести наименование, ИНН, ОГРН потенциального контрагента.
- Обращение в базу данных исполнительных производств.
База данных публикуется и постоянно обновляется на официальном веб-ресурсе Федеральной службы судебных приставов. Здесь можно получить информацию вне зависимости от статуса контрагента (ИП, ООО).
- Установление наличия разрешительных документов.
Если деятельность вашего партнера является лицензируемой, проверьте имеются ли у него соответствующие разрешения. Сделать это можно на сайтах органов, выдающих разрешения в разных областях деятельности – Роспотребнадзор, Министерство здравоохранения и т.п.
- Ознакомление с годовой отчетностью.
На эту просьбу контрагент скорее всего ответит отказом. Однако получить нужные сведения вы все-таки сможете, обратившись в местное подразделение Росстата. Предоставляются они бесплатно. Годовая бухгалтерская отчетность не содержит коммерческой тайны. По закону с нею имеют право знакомиться любые заинтересованные лица – поставщики, покупатели, заказчики, кредиторы и т.п.
Читайте также: Слово «директор» в именительном падеже множественного числа. Ударение
- Уточнить полномочия лица, заключающего сделку.
Если документ подписывает непосредственно первый руководитель компании, то перед этим целесообразно ознакомиться с приказом о его назначении и его общегражданским паспортом. После чего вы будете уверены, что приказ и паспорт принадлежат одному и тому же человеку. Если обязанность по подписанию передана работнику компании, требуйте соответствующую доверенность от имени компании, заверенную печатью и подписью директора.
Доверенность должна быть действительной на момент заключения сделки. Рекомендуется снять с оригинала копию и приложить к договору.
- Обращение в Налоговую службу.
Сделайте официальный запрос в местное подразделение ФНС с просьбой предоставить юридический адрес компании и прочие сведения о ней, не составляющие налоговую тайну.
Для крупного бизнеса проверка контрагента необходима, так как при больших оборотах есть риски пострадать из-за неблагонадежности партнера. В мы имеем все необходимые средства, которые помогут досконально проверить контрагента в сжатые сроки. Узнайте подробности на бесплатной консультации:
Получить консультацию
В случае возникновения судебного спора с фискальным органом, ответ на сделанный запрос подтвердит проявление должной осмотрительности с вашей стороны. Даже если «налоговики» в письменном виде откажутся отвечать, этот отказ суд расценит в вашу пользу.
Для чего нужна проверка
Для начала разберем причины, по которым желательно контрагента проверить. Одним из рисков, возникающих при заключении договора с новой организацией может являться признание недействительным заключенного договора. Например, если контрагентом были допущены следующие нарушения:
- Подписавшее договор лицо не имел на дату подписания соответствующих полномочий;
- Предмет подписанного соглашения не соответствует целям, обозначенным в уставе контрагента.
Признание договора недействительным по одной из приведенных причин приведет к финансовым последствиям для второй стороны. Проверяющими органами может быть предъявлена претензия следующего характера: «Компания не проявила должной осмотрительности при выборе контрагента для заключения сделки». Кроме того, компании может потребоваться вернуть денежные средства в бюджет или на лицевой счет.
Как проверить контрагента — советы юристов
На крупных предприятиях – концернах, холдингах и т.п. проверкой контрагентов занимаются службы финансовой безопасности.
Их деятельность регулируется внутренними нормативными актами и должностными обязанности. В компаниях с небольшими оборотами проверка потенциальных партнеров практикуется редко. В силу чего бизнесмены иногда терпят убытки из-за собственной неосмотрительности.
Избежать возможных проблем поможет создание локального акта работодателя, определяющего вопросы преддоговорной подготовки, в том числе и проверку добросовестности будущих контрагентов.
В документе необходимо указать цели его существования, порядок взаимодействия руководящего состава, отделов снабжения, бухгалтерии, юристов и других подразделений фирмы.
Также актом требуется закрепить перечень проверочных мероприятий и документы, которые надлежит истребовать у потенциального партнера и прочих заинтересованных лиц.
Помимо составления такого документа, целесообразным будет издание отдельного приказа о проверке по каждой новой сделке.
Мы сможем заменить Ваш юридический отдел. Благодаря этому вы сэкономите на налоговых отчислениях и получите целый штат юристов, который будет решать текущие проблемы и задачи 24/7. Узнайте стоимость юридических услуг в и получите 1 месяц бесплатного сопровождения:
Рассчитать стоимость
Также, Вы получите индивидуальную скидку до 20% на первое обращение. Торопитесь, акция ограничена!
5 1 голос
Оценка статьи
Автор публикации:
Кого из контрагентов можно проверить
Способы и критерии по которым происходит оценка рисков разработана налоговыми органами довольно давно. Проводится она с целью выявления неблагонадежных партнеров. Но применять такие способы при заключении контрактов нельзя. Для этого законодательством (Закон №44-ФЗ от 05.04.2013) предусмотрен свой перечень способов и критериев, которые организации не вправе изменять или дополнять. Однако можно установить правила в соответствии с законом №223-ФЗ от 18.07.2011. Чтобы это сделать вносят изменения в положение о закупках и должностные инструкции (