Здравствуйте, друзья.
Довольно часто, при поиске мест, у операторов возникает вопрос: Можно ли устанавливать торговые автоматы в школах и других детских учебных заведениях?
Также рекомендую к прочтению свежую статью: Роспотребнадзор собирается официально разрешить установку торговых автоматов в школах
Для того, чтобы получить прямой ответ, обратимся за разъяснениями непосредственно к контролирующему органу, а именно к Роспотребнадзору.
Роспотребнадзор — уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения Российской Федерации, защиты прав потребителей на потребительском рынке.
Итак, на одном из региональных сайтов Роспотребнадзора опубликованы рекомендации под заголовком «О размещении торговых аппаратов по продаже продуктов питания в образовательных учреждениях».
Читайте также: Ветеран труда федерального значения как получить: необходимые условия
В статье раскрывается позиция органа санитарного надзора в отношении школьного вендинга, и позиция эта, преимущественно, положительная – вендинговые автоматы в школах размещать можно. Но есть некоторые нюансы, о которых следует знать операторам.
О чем молчит законодательство
Для начала, хочу процитировать небольшой фрагмент из вышеупомянутой статьи:
Организаторы питания в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации «Об уведомительном порядке начала осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности» от 16 июля 2009г. № 584 обязаны уведомить о начале своей деятельности по фактическому адресу осуществления деятельности органы Роспотребнадзора.
Ассортимент продукции для дополнительного питания утверждается руководителем образовательного учреждения и (или) руководителем организации общественного питания и согласовывается с органами Роспотребнадзора (нормируется СанПиН 2.4.5.2409-08 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования», п. 6.1.).
Судя по тому факту, что этот фрагмент присутствует в разъяснениях для установки торговых автоматов в школе напрашиваются следующие выводы:
- для того, чтобы разместить автоматы в школе, необходимо встать на учет в Роспотребнадзоре;
- при размещении торговых автоматов в детских учебных заведениях необходимо руководствоваться СанПиН 2.4.5.2409-08 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования»;
- в соответствии с СанПиН 2.4.5.2409-08 требуется согласовать ассортимент реализуемых товаров с Роспотребнадзором и руководством заведения.
А теперь заглянем в указанные регламентирующие документы. Уверяю вас, мы найдем там для себя кое-что интересное.
Роспотребнадзор рекомендует нам встать на учет ссылаясь на Постановление Правительства Российской Федерации «Об уведомительном порядке начала осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности» от 16 июля 2009г. № 584.
В этом постановлении указан список видов деятельности с кодами ОКВЭД2, для которых уведомление и постановка на учет в органах Роспотребнадзора обязательны.
Для вендинга ОКВЭД на сегодняшний день:
47.99.2 «Деятельность по осуществлению торговли через автоматы».
В списке отдельных видов деятельности, указанных в Постановлении 584, наш вид деятельности отсутствует. Таким образом, согласно законодательству, вендинг не обязан уведомлять органы санитарного надзора о начале работы, независимо от того, где размещаются торговые автоматы.
Кроме того, стандартное уведомление можно просто отправить через Интернет, от операторов же торговых автоматов требуется личное присутствие и согласование ассортимента – и дается обоснование в виде требований согласно СанПиН 2.4.5.2409-08.
В указанном СанПиН такое требование действительно присутствует:
Читайте также: Как открыть кинотеатр в небольшом городе: бизнес план
Ассортимент дополнительного питания утверждается руководителем образовательного учреждения и (или) руководителем организации общественного питания образовательного учреждения ежегодно перед началом учебного года и согласовывается с территориальным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор.
Однако в СанПиН, в разделе 1 «Общие положения и область применения» есть пункт 1.3, который четко говорит нам о том, к каким организациям этот документ применим:
1.3. Настоящие санитарные правила являются обязательными для исполнения всеми юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, чья деятельность связана с организацией и (или) обеспечением горячим питанием обучающихся.
Обеспечивает ли вендинг в школах горячее питание? Очевидно, что нет. Что же касается автоматов с горячими напитками, в частности кофе, то их продажа в школе запрещена — вот тут официальная позиция Роспотребнадзора по этому вопросу.
А далее, в этих же санитарных правилах есть пункт 2.2, который указывает перечень видов подконтрольных СанПиНу организаций:
2.2. Организациями общественного питания образовательных учреждений, для обслуживания обучающихся, могут быть:
— базовые организации школьного питания (комбинаты школьного питания, школьно-базовые столовые и т.п.), которые осуществляют закупки продовольственного сырья, производство кулинарной продукции, снабжение ими столовых общеобразовательных учреждений;
— доготовочные организации общественного питания, на которых осуществляется приготовление блюд и кулинарных изделий из полуфабрикатов и их реализация;
— столовые образовательных учреждений, работающие на продовольственном сырье или на полуфабрикатах, которые производят и (или) реализуют блюда в соответствии с разнообразным по дням недели меню;
— буфеты-раздаточные, осуществляющие реализацию готовых блюд, кулинарных, мучных кондитерских и булочных изделий.
Я не вижу там ни торговых автоматов, ни намека на них. Очевидно, что действие СанПиН, если следовать закону, не распространяется на деятельность с торговыми автоматами.
И все же в СанПиН 2.4.5.2409-08 для вендинга есть один абзац, который регламентирует лишь объем тары воды, молока и других напитков, которые реализуются через торговые автоматы. Смотрим раздел IV «Требования к оборудованию, инвентарю, посуде и таре», п. 4.2:
Через аппараты для автоматической выдачи пищевых продуктов в потребительской таре допускается реализация соков, нектаров, стерилизованного молока и молочных напитков емкостью упаковки не более 350 мл; бутилированной питьевой воды без газа емкостью не более 500 мл, при соблюдении условий хранения продукции.
И все. И тем не менее, Роспотребнадзор требует от вендинга выполнения СанПиН 2.4.5.2409-08, но, к счастью, хотя бы выборочно. А то могло бы быть, например, и вот это обязательным:
Ежедневно перед началом работы медицинским работником проводится осмотр работников организации общественного питания образовательного учреждения на наличие гнойничковых заболеваний кожи рук и открытых поверхностей тела, а также ангин, катаральных явлений верхних дыхательных путей.
То есть, приехал обслуживать автомат – вперед к врачу на осмотр. Пока до этого вроде не дошло.
Автоматы по приготовлению картофеля фри
Картошка фри настолько популярный продукт, что также не нуждается в какой либо рекламе. Основным минусом данного продукта считается вредность из-за приготовления во фритюре. Но современные автоматы готовят горячим воздухом, без применения жира, поэтому данный минус нивелируется.
В аппарате картофель хранится в морозильной камере, в виде полуфабриката. После заказа 100 грамм картошки подается во встроенную печь для приготовления. Спустя всего 45 секунд, на выходе имеем порцию свежеприготовленного картофеля фри с соусом. Наценка минимум 200%.
Читайте также: Нулевой отчет за 2 кв. 2020 г. подготовка и сдача
Согласование ассортимента и места установки торгового автомата
Согласно требованиям Роспотребнадзора, ассортимент товаров, продаваемых в торговых автоматах, установленных в учебных заведениях для детей и подростков, должен быть согласован с органами санитарного надзора (то есть с самим Роспотребнадзором).
Перечень пищевой продукции, которую можно реализовывать посредством торговых автоматов, утвержден Приказом Минобрнауки России N 178 от 11.03.2012 «Об утверждении методических рекомендаций по организации питания обучающихся и воспитанников образовательных учреждений». И само собой согласуемый ассортимент должен этому перечню соответствовать.
Вот этот перечень (к слову, этот Приказ – единственный вменяемый документ, относящийся к школьному вендингу):
16. В образовательных учреждениях (кроме дошкольных) может осуществляться торговля пищевой продукцией с использованием торговых автоматов. В ассортиментный перечень пищевых продуктов для торговли через торговые автоматы могут включаться:
— молоко питьевое стерилизованное витаминизированное, в том числе с добавлением натуральных плодовых и ягодных наполнителей или соков (молочные коктейли витаминизированные), с массовой долей жира до 3,5%, не требующее особых условий хранения (срок годности установлен для температуры до +25 °C), в асептической упаковке, массой нетто до 250 г;
— стерилизованные (термизированные) продукты на основе йогурта, в том числе с добавлением натуральных плодовых и ягодных наполнителей или соков с массовой долей жира до 4%, не требующие особых условий хранения (срок годности установлен для температуры до +25 °C);
— творожные изделия (продукты), в том числе с добавлением натуральных плодовых и ягодных наполнителей или соков с массовой долей жира до 10%, не требующие особых условий хранения (срок годности установлен для температуры до +25 °C), в индивидуальной потребительской упаковке массой нетто до 125 г, с приложением пластмассовых ложечек;
— вода питьевая негазированная высшей категории в упаковке емкостью до 0,5 л;
-напитки безалкогольные негазированные витаминизированные или сокосодержащие (кроме тонизирующих) в алюминиевых банках, полипропиленовых или ПЭТ-бутылках емкостью до 0,5 л;
-соки и нектары фруктовые и овощные натуральные (восстановленные витаминизированные или прямого отжима, без соли, консервантов и искусственных ароматизаторов) в индивидуальной потребительской упаковке из полимерного или комбинированного материала емкостью до 0,33 л.
Что касается согласования места установки вендингового оборудования, то здесь требования такие:
- автоматы не должны устанавливаться в проходах и уменьшать полезную площадь учреждения;
- желательна установка автоматов в обеденных залах;
- в оформлении вендинговых автоматов не должно быть символики брендов и рекламы, пропагандирующей употребление тонизирующих и прочих недозволенных в школах напитков, кофе в том числе.
Кофематы
Кофейные автоматы не нуждаются в рекламе, так как давно вписались в нашу повседневную жизнь и доказали свою эффективность в качестве инструмента для бизнеса.
Не смотря на сравнительно низкую стоимость, данные автоматы могут стать самыми прибыльными, так как являются дополнением ко всем остальным аппаратам. Мало кто взяв поесть, не закажет в дополнение чай, кофе или капучино.
Пиццематы
Пицца – еще один несомненный лидер среди продуктов фаст-фуда. И продавать его 24 часа в сутки поможет пиццемат. Примерная вместительность 100 пицц.
Пиццематы можно разделить на два вида: разогревающие готовую пиццу и готовящих пиццу с нуля.
В первом случае, готовый полуфабрикат подается в печку на разогрев и менее чем за 3 минуты, пицца готова к употреблению.
Во втором же случае, в автомат загружаются необходимые ингредиенты. Машина сама изготавливает тесто, с помощью встроенных дозаторов и миксера, и запекает его в инфракрасной печи вместе с ингредиентами, которые выбрал клиент. Весь процесс длится около 5 минут.
Как и блиноматы, пиццематы отличаются высокой ценой.
ЛИНЗЫ
Линзоматы есть в торговых центрах, а также на Курском вокзале. Они продают однодневные (30 шт.), двухнедельные (6 шт.) и одномесячные контактные линзы разной кривизны и диаметра. Цена колеблется от 800 до1299 руб. По наименьшей стоимости линзы можно приобрести в линзомате «Кронос». Здесь же можно купить раствор для промывания линз за 220-400 руб.
Это намного ДЕШЕВЛЕ, чем в аптеке («ГорЗдрав») и в салоне оптики («Линзмастер»), где вы оставите в кассе не менее 1300 руб. за линзы и от 370 руб. за раствор.
БИЛЕТЫ
На заметку■ Если автомат «съел» деньги, придётся звонить по указанному на нём телефону, а после несколько часов ждать приезда сотрудника, который извлечёт деньги. ■ Внимательно смотрите, какие купюры принимаются: засунув тысячу или пять, вы можете так и не дождаться сдачи! ■ Состав продукта, только что приготовленного в автомате, чаще всего не указывается: будьте бдительны, особенно если вы аллергик. ■ «Если вы купили просроченный товар, звоните и требуйте вернуть ваши деньги. И не лишним будет написать жалобу в Департамент потребительского рынка и услуг г. Москвы», — говорит Анна ЗЫКИНА, пресс-секретарь Московского общества защиты потребителей. ■ Если робот выдал бракованный товар, помните: вы можете обменять его на новый или вернуть деньги без товарного чека, который не выдают автоматы. Согласно закону «О защите прав потребителей» наличие чека не является обязательным.
Автоматы по продаже билетов есть на каждой станции метро. Кнопочные продают
2 варианта: на одну или две поездки. Те, что с сенсорным экраном, предлагают все те же билеты, что и в кассах. Если в последний момент вы решили прогуляться пешком, можно нажать кнопку отмены и возврата денег. Билеты на поезда продаются в автоматах на Курском, Киевском, Ярославском, Казанском и Ленинградском вокзалах. Эти машины требуют указать на экране личные данные, серию и номер паспорта, а также направление поезда. Автомат предоставит возможность выбрать вагон и полку. Оплата производится банковской картой и наличными.
В автоматах билеты стоят СТОЛЬКО ЖЕ, сколько в кассах, но «роботы» не признают льгот.
ЦВЕТЫ
Первые фломаты — автоматы по продаже букетов — появились в конце прошлого года в Новосибирске, а потом приехали и в Москву. Товар разделён на 3 уровня: букеты за 800 руб., 1500 руб. и 2000 руб. Цветы стоят в контейнерах с водой, за стеклом поддерживаются режимы температуры и влажности. Букеты меняют раз в два дня.
Читайте также: Франчайзинг от ТС Бегемотик
Цветы здесь явно ДОРОЖЕ, чем в палатках и магазинах. Соотношение примерно такое: 800 руб. — во фломате, 500 руб. — в магазине, соответственно 1500 руб. и 900 руб., 2000 руб. и 1400 руб.