Аттестация рабочих мест и предоставление льгот: ответы на актуальные вопросы
Викладено мовою оригіналу
Згідно із ч. 4 ст. 43 Конституції України кожен має право на належні, безпечні і здорові умови праці. Більш детальні вимоги щодо охорони праці містять положення Кодексу законів про працю, Закону України «Про охорону праці», а також підзаконних нормативно-правових актів.
Однією з вимог, яка ставиться до роботодавця та дає можливість забезпечити належні умови праці працівникам, є обов’язок проведення атестації робочих місць за умовами праці. В ході даної процедури аналізуються умови праці та чинники, які впливають на роботу працівника, з метою визначення пільгових категорій працівників та забезпечення їм належного відшкодування. Проведення атестації робочих місць не є обов’язком для усіх роботодавців; перелік робочих місць, які в обов’язковому порядку слід атестувати, визначаються окремим наказом на кожному конкретному підприємстві.
Что грозит за непроведение или нарушение сроков проведения аттестации?
За нарушение порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда или за непроведение аттестации, а также за представление недостоверных данных, предусмотрено административное взыскание в виде штрафа, которое может быть наложено в размере от 20 до 50 базовых величин на должностное лицо и до 100 базовых величин на юридическое лицо (ст. 9. 19 КоАП).
Читайте также: Организация бизнеса по остеклению и утеплению балконов
Также согласно ст. 9. 14 КоАП несвоевременное или некачественное оформление документов о результатах аттестации рабочих мест по условиям труда, которые необходимы для назначения пенсий, влекут наложение штрафа на работодателя или уполномоченное им должностное лицо в размере от 20 до 50 базовых величин.
И самое главное! Штраф не освобождает Вас от необходимости проведения аттестации!
Как проходит процедура
Далее рассмотрим, кто проводит аттестацию рабочих мест по условиям труда в организации и как именно проистекает процесс. Данную процедуру проводит специализированная независимая компания, которую вы можете выбрать самостоятельно из тех, которые действуют в регионе. Чтобы воспользоваться ее услугами, нужно заключить с ней договор и пригласить представителей, которые проверят рабочие места на наличие факторов, ухудшающих условия труда или нарушающих действующие нормативы. После осмотра представители компании составляют отчет, форма которого утверждена Министерством труда РФ.
После этого работодатель должен ознакомиться с составленным документом и принять соответствующие решения. Если места относятся к вредным или опасным, то выплачиваются повышенные страховые взносы, дается удлиненный отпуск, выдается молоко и средства защиты. Если места попали в категорию оптимальных или допустимых, но эксперты выявили нарушения или недостатки, то работодатель должен устранить их и улучшить условия труда. Если же у комиссии не было никаких претензий, то работодатель должен просто следить за тем, чтобы качество рабочего места не падало и не происходило кардинальных изменений производственного процесса. Перед тем как заключить договор, руководитель должен совершить следующие шаги:
- Создать комиссию, состоящую минимум из трех человек (если людей больше, то нужно включать в состав комиссии нечетное количество человек). В нее должны войти представители кадровой службы компании, профсоюза и сам работодатель (или его доверенное лицо). Для создания комиссии издается соответствующий приказ, которому присваивают номер и оформляют по стандартным правилам документооборота.
- Составить и утвердить график проведения специальных проверок. Если рабочих мест много, то их можно проверять последовательно на протяжении продолжительного периода.
- Составить перечень тех мест, которые планируется проверять.
После того как будут проделаны три шага, руководителю нужно обратиться в соответствующую организацию и подписать договор. После этого представители компании выезжают на объект и проверяют рабочие места согласно утвержденного ранее графика. Они осматривают его, выявляют опасные или вредные факторы, а также получают от работодателя все необходимые данные, а именно, пояснения по техпроцессу и документы, описывающие его. Если работодатель отказывается предоставлять нужные данные, то эксперты компании могут приостановить процесс или, вообще, отказаться от проведения проверки. В случае если будут обнаружены вредные факторы, эксперт вносит их в соответствующий протокол. Дополнительно он проводит их исследования, определяя степень опасности каждого фактора.
Компания, проводящая аккредитацию, должна иметь соответствующие лицензии.
После того как эксперт проведет соответствующие изыскания, он выдаст руководителю отчет. Этот отчет должны подписать все члены комиссии, которая создавалась приказом по предприятию. Если подписи будут проставляться не сразу после составления документа, то заказчик процедуры (работодатель) обязан уведомить компанию, которая проводила аттестацию, о подписании на протяжении трех рабочих дней. Затем работодатель обязан предоставить в территориальное отделение трудовой инспекции декларацию о том, что созданные им рабочие места соответствуют действующим нормативам. Сделать это необходимо не позже, чем через 30 рабочих дней с момента подписания отчета.
После уведомления работодатель обязан ознакомить свой персонал с отчетом под роспись. До этого на предприятии действуют аттестационные нормы, которые были утверждены ранее. После аттестации работодатель оформляет специализированную карту, утвержденную приказов Министерства труда России. Данную карту нужно:
- Выставить на сайте компании, если таковой имеется, отобразив актуальную информацию о рабочих местах. Сделать это нужно на протяжении календарного месяца после составления отчета.
- Во время подачи отчета в фонд социального страхования внести обновленные данные в форму 4 ФСС. Данные вносятся в таблицу под номером 5.
Зачем же придумали аттестацию рабочих мест в Беларуси?>
Аттестация рабочих мест проводится не только чтобы обезопасить себя на случай визита инспектора из Министерства труда или из Профсоюза, но и в целях:
- обнаружения вредных условий, которые воздействуют на здоровье работника и влияют на безопасность труда;
- разработки мероприятий по улучшению условий труда;
- определения права работника на пенсии по возрасту за работу с особыми условиями труда;
- определения права работника на дополнительный отпуск за работу с вредными и (или) опасными условиями труда;
- определения права работника на сокращенную продолжительность рабочего времени за работу с вредными и (или) опасными условиями труда;
- определения права работника на оплату труда в повышенном размере путем установления доплат за работу с вредными и (или) опасными условиями труда;
- определения обязанностей нанимателя по профессиональному пенсионному страхованию работников.
Кто обязан проводить спецоценку условий труда
Приказ Минтруда России от 20.02.2014 N 103н отменил ранее действовавший порядок, который закреплял Приказ 342н, аттестация рабочих мест заменена на специальную оценку условий труда (СОУТ). Федеральный закон от 28.12.2013 N 426-ФЗ о спецоценке условий труда закреляет новые правила проведения аттестации (или оценки).
Раньше аттестовывать нужно было только те рабочие места, где расположены инструменты, устройства, оборудование либо источники опасности, вопрос о необходимости оценки офисных зон оставался дискуссионным. С 2014 года при проведении оценки проверять необходимо любое рабочее место.
Обязанность проводить спецоценку лежит на всех работодателях, независимо от их статуса. Если предприниматель работает сам на себя, но при этом арендует офис хотя бы с одним стулом и столом, он должен провести его проверку.
Законом выделены только три категории рабочих мест, которые не нужно оценивать. Это зоны работы:
- сотрудников-надомников;
- дистанционных работников;
- работников, нанятых физическим лицом, не являющимся ИП.
Какие рабочие места подлежат аттестации?
Обязательная аттестация рабочих мест в РБ распространяется на перечни из Постановления №253 согласно:
- спискам №1 и №2 (постановление Совета Министров Республики Беларусь от 25 мая 2005 г. N 536);
- перечня текстильных производств и профессий и раздела 1 перечня учреждений, организаций и должностей для целей профессионального пенсионного страхования медицинских и педагогических работников (постановление Совета Министров Республики Беларусь от 9 октября 2008 г. N 1490);
- списка производств, цехов, профессий и должностей с вредными и (или) опасными условиями труда, работа в которых дает право на сокращенную продолжительность рабочего времени (постановление Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 7 июля 2014 г. N 57).
На всех остальных рабочих местах аттестация может не проводиться.
При наличии нижеперечисленных условий проведение аттестация рабочих мест обязательно также в случаях:
Читайте также: Страховые взносы в 2020 году. Изменения, последние новости, образец заполнения
- сли на рабочих местах с вредными и (или) опасными условиями труда работники заняты полный рабочий день (не менее 80 % рабочего времени) и если данные условия труда подтверждаются предыдущими результатами проведения аттестации рабочих мест по условиям труда (учитывается класс условий труда 3.1 и выше);
- если на рабочих местах во время проведения лабораторного контроля обнаружено наличие вредных и (или) опасных факторов производственной среды в количествах выше ПДК и (или) ПДУ.
Заметим, что по условиям проведения аттестации рабочих мест процедура обязательна как для существующих рабочих мест, так и для вновь созданных в процессе ведения бизнеса (например, при реконструкции производства, внедрении новой техники).
Требования к проверяющим
В проверке, проводимой на предприятии или в организации, должны участвовать специалисты из специальной аттестующей организации, а также работодатель или его полномочный представитель в лице руководителя данного юридического лица.
Организация, участвующая в аттестации и оказывающая услуги такого рода, должна иметь государственную аккредитацию. В соответствии с 217-й статьёй ТК, организации, не имеющие должной аккредитации, к проведению аттестационных мероприятий не допускаются.
Список организаций, получивших аккредитацию, можно найти в специальном реестре. Кроме того, информация по организациям размещена на официальном интернет-ресурсе Министерства охраны труда и социального развития. Перед прохождением аттестации рекомендуется получить копию регистрации в реестре у представителя организации, претендующей на участие в аттестационных мероприятиях на рабочих местах.
Кроме того, к проверяющим лицам выдвигаются следующие требования:
Данная организация не должна зависеть от работодателя, предприятие или компания которого будет проверяться. Если будет допущено нарушение по этому пункту, государственная трудовая инспекция вправе признать проведённую аттестацию недействительной.- Руководители организации не должны состоять в родстве с учредителями проверяемой компании.
- Руководители организации не должны быть учредителями проверяемой компании или предприятия. Чтобы исключить нарушения в этой сфере, заинтересованным лицам необходимо запросить выписку из государственного реестра либо затребовать учредительные документы.
- Для проверки можно привлекать несколько проверяющих организаций. Например, это уместно, если у компании имеется несколько представительств или филиалов.
- Аттестация такого типа не противоречит общим правилам.
Согласно 226-й статье ТК, все мероприятия, направленные на улучшение трудовых условий, финансируются за счёт работодателей (это касается и проведения аттестационных мероприятий). Государством установлен минимальный показатель таких расходов в 0,2% от суммы затрат на основную деятельность юридического лица.
Исключение — государственные учреждения и организации. Аттестация для них оплачивается из государственной казны.
Следует отметить, что стоимость аттестационных мероприятий зависит от многих факторов, таких, как количество мест и проверяемой техники. Поэтому оплата таких мероприятий производится в индивидуальном порядке. Средняя стоимость проверки одного места составляет порядка 1 500-5 000 рублей.
Какой порядок аттестации рабочих мест?
Порядок проведения аттестации рабочих мест можно разделить на несколько этапов:
- Создание аттестационной комиссии.
На первом этапе создается приказ с определением состава аттестационной комиссии и установлением сроков и графика проведения работ по аттестации в Вашей организации. - Определение перечня рабочих мест, подлежащих аттестации.
На втором этапе определяются рабочие места, которые будут подлежать аттестации, с установлением соответствия наименований профессий рабочих и должностей служащих Общегосударственному классификатору Республики Беларусь ОКРБ 014-2017 «Занятия» и характера фактически выполняемых работ характеристикам работ, приведенным в соответствующих выпусках Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих (ЕТКС) и Единого квалификационного справочника должностей служащих (ЕКСД). - Оформление карт-фотографий рабочего времени.
На третьем этапе происходит составление карт-фотографий рабочего времени работников, на рабочих местах которых будет проводиться аттестация. - Измерение и исследование уровней вредных и опасных факторов производственной среды.
На четвертом этапе порядка проведения аттестации рабочих мест осуществляются замеры факторов производственной среды и оформление протоколов установленного образца. - Оформление карт аттестации.
На пятом этапе на основании протоколов испытаний и карт-фотографий рабочего времени заполняются карты аттестации рабочего места работника. - Оформление результатов аттестации.
На шестом этапе наниматель приказом утверждает перечни категорий работников, которым за работу во вредных (опасных) условиях труда положены компенсации (доплаты, дополнительный отпуск, сокращенная продолжительность рабочего времени, досрочный выход на пенсию), а также предоставление результатов аттестации рабочих мест в контролирующие, исполнительные и распорядительные органы. - Планирование мероприятий по улучшению условий труда.
На седьмом этапе составляются мероприятия по улучшению условий труда на рабочих местах с вредными и (или) опасными условиями труда.
Для справки:
Карты аттестации рабочих мест и другие документы оформляются по образцам, установленным профильными ведомствами Республики Беларусь.
Аттестация проводится с периодичностью один раз в пять лет. При этом начало и продолжительность проведения аттестации рабочих мест определяются с учетом того, что она должна быть завершена до окончания действия результатов предыдущей аттестации.
Введение
Начинающим предпринимателям следует знать, что официального термина «аттестация рабочего места» в России не существует. Данная процедура называется оценка условий труда, и такое название она получила в конце 2014 года. При этом специальная оценка ничем не отличается от классической аттестации, то есть просто произошло обычное переименование. Основной задачей оценки считается фиксация вреда для здоровья сотрудников, который он получает, находясь на работе, и оценка условий, в которых они выполняют свои обязанности. На основании полученной информации сотрудникам могут выплачивать компенсации и проводить действия, цель которых — улучшение условий работы. Также на основе оценки производится расчет заработной платы, продолжительности рабочего дня, продления отпуска, времени выхода на пенсию и выплату разных пособий.
Аттестация проводится для всех рабочих мест
Срок действия аттестации
Плановая аттестация проводится 1 раз за 5 лет, если нет серьезных изменений в производственных процессах, штатном расписании или юридических данных компании. Точкой отсчета до следующей процедуры считается дата подписания приказа об утверждении результатов. Внеплановую необходимо организовать и осуществить в течение 6 месяцев с момента, когда появились новые рабочие места. Результаты в задокументированном виде хранятся предприятием на протяжении 75 лет согласно законодательству РБ.
Загальні особливості проведення атестації робочих місць
Процес проведення атестації на підприємстві регулюється, зокрема, наступними нормативно-правовими актами:
- Порядком проведення атестації робочих місць за умовами праці, затвердженим Постановою КМУ №442 від 01.08.1992 року (далі — Порядок);
- Методичними рекомендаціями щодо проведення атестації робочих місць за умовами праці, затвердженими Постановою Мінпраці України №41 від 01.09.1992 року (далі — Рекомендації).
В обов’язковому порядку атестації підлягають робочі місця, на яких зайняті працівники, які мають право хоча б на одну з пільг і компенсацій, передбачених законодавством за роботу із шкідливими умовами праці, або де застосовуваний технологічний процес, використовуване обладнання, сировина чи матеріали є потенційними джерелами шкідливих і небезпечних виробничих факторів.
Іншим кроком визначення необхідності проведення атестації для конкретного робочого місця є визначення, чи є відповідна посада у нормативному документі, за яким встановлюють пільги та компенсації за шкідливі чи важкі умови праці.
Організацію атестації робочих місць розпочинають з видання роботодавцем відповідного наказу, в якому визначається мета та завдання атестації, затверджено склад атестаційної комісії, встановлені графіки та терміни проведення атестації робочих місць тощо.
Атестацію робочих місць проводить атестаційна комісія, яка створюється на підприємстві згідно із наказом керівника підприємства, в якому визначаються її склад та повноваження. На великих підприємствах допускається створення атестаційних комісій структурних підрозділів або цехових атестаційних підрозділів.
Здебільшого до складу атестаційної комісії включають головних спеціалістів, працівників відділу кадрів, праці та заробітної плати, охорони праці, медичних працівників підприємства, а також уповноваженого представника виборного органу первинної профспілкової організації (або уповноважену найманими працівниками особу), що є обов’язковою вимогою законодавства. Головою комісії, як правило, призначають головного інженера підприємства, заступника директора з виробництва чи технічного директора.
Атестація проводиться у строки, визначені колективним договором, але не рідше ніж 1 раз на 5 років. При визначенні термінів та складанні графіка проведення чергової атестації слід пам’ятати, що атестація має бути завершена до закінчення періоду дії попередньої атестації.
Водночас існують випадки, у яких слід проводити атестацію робочих місць у позачерговому порядку (як атестацію окремого робочого місця, так і декількох). Зокрема, коли докорінно змінились умови і характер праці, атестація на підприємстві проводиться з ініціативи роботодавця, профспілкового комітету, трудового колективу чи органу Держпраці.
Що розуміти під докорінною зміною умов і характеру праці?
Така зміна виникає за таких умов:
- реконструкція виробничого об’єкта;
- зміна або модернізація виробничого обладнання;
- заміна сировини і матеріалів;
- зміна технологічного процесу та засобів колективного захисту, у т.ч. при поліпшенні умов праці у зв’язку з впровадженям нової техніки, технологій, застосування нових видів сировини і матеріалів;
- створення нових робочих місць;
- внесення змін і доповнень до списків виробництв, робіт, професій, посад і показників, зайнятість в яких дає право на пенсію за віком на пільгових умовах та щорічні додаткові відпустки за роботу із шкідливими і важкими умовами праці, скорочену тривалість робочого тижня.
Відповідальність за своєчасне та якісне проведення атестації покладається на керівника підприємства.
Результаты проверки
После проведения аттестации рабочих мест, все полученные данные измерений и выявленные в ходе проверки нарушения, заносятся в протокол. В конце все данные и показатели сверяются, проводится комплексная полноценная оценка. На ее основании определяются особо опасные или же вредные рабочие места. Задачей руководителя становится создание и реализация специальных мер, которые смогут сократить вред от воздействия опасных факторов на производстве или сократить время контактирования с ними.
Штрафы за отсутствие проверки
За отсутствие проверки и зафиксированные итоги проверки аттестации организациям грозит денежный штраф. Данное правило регулируется ст. 5.27.1 КоАП. На основании этой статьи в виде штрафа присуждаются такие суммы:
- первое нарушение установленных правил для юр/лиц – сумма примерно 60-80 тысяч;
- первичное нарушение для ИП и официальных должностных лиц – до 10 тысяч;
- повторное преступление правил для компаний – 100-200 тысяч;
- второе нарушение для ИП и серьезных должностей – до 40 тысяч.
При особо сложных ситуациях приостанавливают деятельность предприятия примерно на 90 дней. Также возможна полная дисквалификация должностного сотрудника на период от года до трех лет.
Стоимость проведения аттестации
Затраты на осуществление аттестации определяются стоимостью предварительно заключенного соглашения. Есть еще дополнительные расценки на проверку каждого места. В среднем это 1000 рублей за один объект. Общая стоимость проверки может быть выше по следующим причинам:
- Перечисления по взносам в страховую, разным надбавкам сотрудникам при обнаружении опасных факторов.
- Финансовые траты, связанные с улучшением условий труда. Также это может быть модернизация установленного оборудования, покупка новых средств или замена устаревших или вышедших из строя приспособлений для защиты.
- Присуждение крупных санкций за отсутствие аттестации или за признание их недействительными.
Вне зависимости от изначальной стоимости проведения проверки и от того, какие расходы может вызвать процедура, пренебрегать ей нельзя. Пренебрежение данным правилом может привести к серьезным штрафам. А, если условия труда не будут улучшены, и это приведет к жертвам, работодатель может столкнуться с административной и уголовной ответственностью.
В России побеждает тот, кто знает свои права
Если вы хотите узнать, как решить именно вашу проблему, то спросите
об этом нашего дежурного
юриста онлайн
. Это быстро, удобно и
бесплатно
или по телефону:
Москва и область:+7
Санкт-Петербург и область:+7
Федеральный номер:+7 (доб. 112)